Основная характеристика ведущей технологии обучения изобразительному искусству в школе
Изобразительное искусство – комплексный и сложный предмет, содержащий в себе знания о пропорциях, композициях и перспективах.
В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой является формирование у учащихся способностей эффективно действовать в различных ситуациях, быть успешными в условиях постоянно меняющегося и постоянно развивающегося общества. Исходя из этого, перед каждой общеобразовательной школой стоит цель сделать процесс обучения более качественным и результативным.
В современных общеобразовательных школах России преподавание изобразительного искусства осуществляется на основании Программы, разработанной НИИ школ Министерства просвещения РСФСФР и Академии художеств СССР под руководством В.С. Кузина и Б.Н. Немеского. Данная программа является обязательной для всех школ страны, ее предшественницей является Программа «А» («Рисование»).
Разрозненность учебных программ по изобразительному искусству, разнообразные учебные планы, применяемые школами на свое усмотрение, а также общая система традиционного обучения привели к тому, что весь процесс обучения изобразительному искусству был организован не верно, а его результативность крайне низка. Кроме того, у учащихся и педагогов, а также у родителей сложилось неверно отношение к данному учебному предмету, он не воспринимался всерьез. Оценки по предмету изобразительное искусство ставились учащимся неадекватно, да и в общем успеваемость по предмету всегда и у всех была высокая, она никак не влияла на общую успеваемость учащихся и тем более не оказывала влияние на перевод ученика из класса в класс. Современное поколение родителей выросло именно на таком отношении к учебной дисциплине ИЗО, соответственно это отношение они передают и своим детям. Однако отношение искажено не только к учебному предмету, но и в целом к искусству. Перед школой стоит задача изменить данное отношение, что требует смены не только образовательной программы, но и самого подхода к обучению
В процессе работы над новым содержанием учебного предмета изобразительное искусство и методами обучения, наиболее яркой и актуальной оказалась технология, предложенная В.С. Кузиным и Б.М. Неменским.
Владимир Сергеевич Кузин – член-корреспондент РАО, профессор, д.п.н., заведующий лабораторией художественного образования и эстетического воспитания НИИ института общего образования МО России.
Борис Михайлович Неменский – д.п.н., академии РАО, профессор, народный художник РФ, директор Центра непрерывного художественного образования.
Цели и концептуальные положения технологии
Общими целями технологии В.С. Кузина и Б.М. Неменского являются:
- Единство процессов воспитания и образования, а также обучения и творческой деятельности учащихся.
- Объединения практической работы учащихся и развития способностей понимать и воспринимать художественные произведения, видеть красивое и безобразное, не только в искусстве, но и в обыденной действительности.
- Направление содержания учебных занятий на активизацию развития у учащихся нравственно-оценочного и эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности, воспитания эмоционального отклика на прекрасное и красоту окружающих предметов и явлений.
Кроме того, каждый из авторов технологии самостоятельно выделял отдельные ее цели.
Цели технологии по В.С. Кузину:
- овладение каждым учащимся элементарными знаниями в области основы реалистичного рисунка;
- формирование у учащихся навыков различных видов рисования (с натуры, по памяти, по представлению и т.д.);
- ознакомление учащихся со спецификой работы в сфере декоративного и прикладного народного искусства (аппликация, лепка);
- развитие у каждого учащегося изобразительных способностей, а также творческого воображения и художественно-эстетического вкуса;
- развитие у учащихся эстетических чувств, пространственного мышления, умения понимать и воспринимать прекрасное в искусстве и обыденности;
- воспитание любви и интереса к искусству.
Цели технологии по Б.М. Неменскому:
- выработка у учащихся вкуса, понимания и стремления к общению с художественным и природным искусством;
- формирование высокой эстетической взыскательности и самостоятельности суждений в области искусства;
- воспитание культуры отношения к окружающему миру, предметам и явлениями через произведения искусства;
- передача учащимся имеющегося у педагога творческого опыта и знаний;
- знакомство учащихся с системой образности через произведения искусства;
- пробуждение интереса к искусству, воспитания сознательного уважительного отношения к произведениям искусства;
- формирования стремления общения с прекрасным, в произведениях искусства и в повседневной жизни;
- воспитание высокого уровня отношения той роли, которую играет искусство в жизни человечества;
- создание фундамента культуры у каждого учащегося.
Концептуальными положениями технологии преподавания изобразительного искусства в школе являются:
Осуществление полноценного эстетического развития каждого учащегося. Эстетическое развитие детей необходимо воспринимать ни как роскошь или что-то не серьезное, а как важный и необходимый компонент гармоничного и всестороннего развития личности. В том случае, если из развития учащихся будет исключен данный компонент, то невозможно будет говорить о том, что подрастающее поколение усвоило нравственные принципы и строит собственный жизненный путь на их основе.
Соблюдение традиционных принципов обучения, а также обязательная опора на два специфических принципа обучения искусства в школе:
- принцип постоянства и связи обучения искусству с жизнью – основан на том, что каждый ребенок должен понять и усвоить значимость искусства в жизни общества и своей собственной;
- принцип единства формы и содержания обучения – подразумевает соблюдение единства используемых педагогом методов, форм и средств преподавания изобразительного искусства в рамках технологии на протяжении всего процесса обучения и на всех его ступенях.