Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология обучения как основная категория педагогики

Технология обучения: понятие и структура

Определение 1

Технология обучения – это комплекс средств и приемов практической реализации процессов обучения и воспитания, дающих возможность воплощать поставленные цели и задачи образования.

Технология обучения строится на основе составления научных проектов, ориентированных на поэтапное измерение и аналитику итогов реализации учебно-воспитательных мероприятий на предыдущих этапах развития.

По своей структуре, технология обучения выступает системным процессом, в состав которого включаются следующие взаимодействующие компоненты:

  1. Целевое назначение использования технологии;
  2. Дидактические процессы – установки приемов учебно-воспитательной деятельности;
  3. Условия реализации дидактических процессов;
  4. Средства, применяемые для реализации качественного и продуктивного учебно-воспитательного процесса;
  5. Система взаимодействия между педагогом и учащимися;
  6. Варианты ограничений применения технологии в учебно-воспитательном процессе;
  7. Результаты применения технологии в предыдущие периоды.

При построении технологии обучения, существенное значение отводится личностным качествам учащихся. Структура личности может быть единожды избранной, но сами личностные характеристики требуют постоянного разъяснения и нового истолкования.

Та или иная технология обучения избирается, исходя из специфики дидактической задачи. Она реализуется путем соблюдения правил принятия грамотных и оптимальных педагогических решений.

Технология обучения характеризуется комплексным подходом к средствам обучения т.е. применением разнообразных дидактических, технических, материальных, программных средств в учебном процессе. Такие технологии способствуют обеспечению нормальных условий для развития личностных и профессиональных компетенций учащихся.

Замечание 1

Современные технологии обучения базируются на педагогических идеях. Они строятся на основе постановки конкретной цели, задач и выбора методики их реализации. Завершение применения технологии имеет определенный, вполне осязаемый результат.

«Технология обучения как основная категория педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сущность технологии обучения проявляется в наличии системы взаимодействия между участниками педагогического процесса, базирующуюся на применения общения в качестве его основы и опирающуюся на принципы рационального соотношения человеческих, материальных и иных видов ресурсов, позволяющих реализовать технологию.

При организации учебно-воспитательного процесса активно применяются различные технологические подходы. К ним относятся:

  1. Проведение тестирования на определения уровня интеллектуального развития и умственных способностей учащихся.
  2. Применение наглядных средств обучения для отработки навыков.
  3. Формирование системы самоуправления при организации учебно-воспитательной работы, развитие системы самообслуживания.

Современные технологии обучения

Технологии обучения Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Технологии обучения Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На современном этапе развития образовательной системы происходит переориентация методов и технологий, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса.

Наиболее популярными технологиями, используемыми в современном учебном процессе являются:

  1. Технология развивающего обучения – направлена на развитие учащихся, посредством повышения качества образования. Обучение строится на основе принципа повышенной трудности, предполагающего развитие духовно-нравственного потенциала личности, без усиления познавательной нагрузки, сложной для восприятия учащимися. Обучение должно идти на шаг впереди развития – основная концепция этой технологии.
  2. Технология модульного обучения – направлена на черпание учащимися познавательной информации из определенной системы, опирающейся на содержание и способы усвоения той или иной дисциплины. При изучении научных направлений, учащиеся черпают информацию из познавательных систем, а для развития навыков учебной деятельности применяются операционные системы, содержащие необходимую информацию. Модульное обучение нацелено на развитие навыков самостоятельности у учащихся. Такая технология может быть применена в любом образовательном процессе, независимо от способа его построения.
  3. Технология дифференцированного обучения – базируется на группировке учащихся и создании определенной учебно-воспитательной системы для каждой из них. К примеру, одной группе может быть предложена стандартная образовательная программа, предусмотренная государственными нормами, а другой – креативная, предполагающая применения творческого подхода. Технология дифференцированного обучения применяется в следующих основных формах:

    • Изучение меняющихся свойств личности и их компетенций;
    • Самостоятельное принятие решения учащимися по вопросу в какой группе обучаться. Касается учащихся средней школы;
    • Рекомендации педагогов и родителей в отношении группировки учащихся. Касается учащихся старшей школы.
  4. Технология проблемного обучения – основана на обучении учащихся способам разрешения учебно-воспитательных проблем и задач. При этом педагог направляет и контролирует деятельность учащихся, способствует развитию личностных и профессиональных компетентностей.

  5. Технология проектного обучения – базируется на идеи о том, что итоги реализации учебно-воспитательной работы должны быть ориентированы на индивидуальный подход, а также возможности выполнения качественной практической деятельности. Данная технология не завоевала популярности, поскольку структура обучения и его этапы не были оптимально разработаны, а соответственно итоги ее применения не дали должных образовательных результатов.
  6. Технология дистанционного обучения – направлена на приобретение знаний и навыков, посредством использования интернет-ресурсов, программных продуктов. Технология активно применяется для обучения детей с ограниченными возможностями, а также в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации персонала.
  7. Технология интерактивного обучения – направлена на применение различных методик, их комплекса в процессе обучения. Данная технология предполагает применение проектного и экспертного методов познания, проведение дискуссионных занятий, игровой формы обучения.
Дата последнего обновления статьи: 02.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot