Технология обучения: понятие и структура
Технология обучения строится на основе составления научных проектов, ориентированных на поэтапное измерение и аналитику итогов реализации учебно-воспитательных мероприятий на предыдущих этапах развития.
По своей структуре, технология обучения выступает системным процессом, в состав которого включаются следующие взаимодействующие компоненты:
- Целевое назначение использования технологии;
- Дидактические процессы – установки приемов учебно-воспитательной деятельности;
- Условия реализации дидактических процессов;
- Средства, применяемые для реализации качественного и продуктивного учебно-воспитательного процесса;
- Система взаимодействия между педагогом и учащимися;
- Варианты ограничений применения технологии в учебно-воспитательном процессе;
- Результаты применения технологии в предыдущие периоды.
При построении технологии обучения, существенное значение отводится личностным качествам учащихся. Структура личности может быть единожды избранной, но сами личностные характеристики требуют постоянного разъяснения и нового истолкования.
Та или иная технология обучения избирается, исходя из специфики дидактической задачи. Она реализуется путем соблюдения правил принятия грамотных и оптимальных педагогических решений.
Технология обучения характеризуется комплексным подходом к средствам обучения т.е. применением разнообразных дидактических, технических, материальных, программных средств в учебном процессе. Такие технологии способствуют обеспечению нормальных условий для развития личностных и профессиональных компетенций учащихся.
Современные технологии обучения базируются на педагогических идеях. Они строятся на основе постановки конкретной цели, задач и выбора методики их реализации. Завершение применения технологии имеет определенный, вполне осязаемый результат.
Сущность технологии обучения проявляется в наличии системы взаимодействия между участниками педагогического процесса, базирующуюся на применения общения в качестве его основы и опирающуюся на принципы рационального соотношения человеческих, материальных и иных видов ресурсов, позволяющих реализовать технологию.
При организации учебно-воспитательного процесса активно применяются различные технологические подходы. К ним относятся:
- Проведение тестирования на определения уровня интеллектуального развития и умственных способностей учащихся.
- Применение наглядных средств обучения для отработки навыков.
- Формирование системы самоуправления при организации учебно-воспитательной работы, развитие системы самообслуживания.
Современные технологии обучения
Рисунок 1. Технологии обучения Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На современном этапе развития образовательной системы происходит переориентация методов и технологий, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса.
Наиболее популярными технологиями, используемыми в современном учебном процессе являются:
- Технология развивающего обучения – направлена на развитие учащихся, посредством повышения качества образования. Обучение строится на основе принципа повышенной трудности, предполагающего развитие духовно-нравственного потенциала личности, без усиления познавательной нагрузки, сложной для восприятия учащимися. Обучение должно идти на шаг впереди развития – основная концепция этой технологии.
- Технология модульного обучения – направлена на черпание учащимися познавательной информации из определенной системы, опирающейся на содержание и способы усвоения той или иной дисциплины. При изучении научных направлений, учащиеся черпают информацию из познавательных систем, а для развития навыков учебной деятельности применяются операционные системы, содержащие необходимую информацию. Модульное обучение нацелено на развитие навыков самостоятельности у учащихся. Такая технология может быть применена в любом образовательном процессе, независимо от способа его построения.
Технология дифференцированного обучения – базируется на группировке учащихся и создании определенной учебно-воспитательной системы для каждой из них. К примеру, одной группе может быть предложена стандартная образовательная программа, предусмотренная государственными нормами, а другой – креативная, предполагающая применения творческого подхода. Технология дифференцированного обучения применяется в следующих основных формах:
- Изучение меняющихся свойств личности и их компетенций;
- Самостоятельное принятие решения учащимися по вопросу в какой группе обучаться. Касается учащихся средней школы;
- Рекомендации педагогов и родителей в отношении группировки учащихся. Касается учащихся старшей школы.
Технология проблемного обучения – основана на обучении учащихся способам разрешения учебно-воспитательных проблем и задач. При этом педагог направляет и контролирует деятельность учащихся, способствует развитию личностных и профессиональных компетентностей.
- Технология проектного обучения – базируется на идеи о том, что итоги реализации учебно-воспитательной работы должны быть ориентированы на индивидуальный подход, а также возможности выполнения качественной практической деятельности. Данная технология не завоевала популярности, поскольку структура обучения и его этапы не были оптимально разработаны, а соответственно итоги ее применения не дали должных образовательных результатов.
- Технология дистанционного обучения – направлена на приобретение знаний и навыков, посредством использования интернет-ресурсов, программных продуктов. Технология активно применяется для обучения детей с ограниченными возможностями, а также в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации персонала.
- Технология интерактивного обучения – направлена на применение различных методик, их комплекса в процессе обучения. Данная технология предполагает применение проектного и экспертного методов познания, проведение дискуссионных занятий, игровой формы обучения.