Понятие здоровья и физического воспитания
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, отсутствие каких-либо заболеваний и физических дефектов.
Принято выделять три основные аспекта здоровья:
- Физическое – заключается в полноценном физическом функционировании организма человека, наличие необходимого количества энергии для выполнения различных действий и работ.
- Душевное – определяется тем, насколько человек удовлетворен собой, собственным внешним видом, положением в обществе, выполняемой работой, своими достижениями в учебе или работе и т.д.
- Социальное – заключается в гармоничных взаимоотношениях с окружающими. Социально здоровый человек легко устанавливает и поддерживает отношения с другими людьми, умеет дружить, способен любить, сопереживать, готов оказывать помощь и поддержку и т.д.
Физическое воспитание – одна из частей физической культуры, представляющая собой педагогический процесс, который направлен на формирование двигательных навыков, психофизических качеств и достижение физического совершенства.
Физическое воспитание является одним из важнейших факторов физического развития человека.
В настоящее время в стране складывается критическая ситуация, так как большинство жителей страны не могут быть признаны полностью здоровыми. Это связано со многими факторами, один из которых снижение качества физического воспитания детей, недостаточное внимание со стороны образовательный учреждений данному предмету, неактуальность образовательных программ. Для решения указанных проблем в области физического воспитания педагогами-новаторами разрабатываются и внедряются различные инновационные технологии физического воспитания, направленные на повышение качества воспитания и стимулирование учащихся к занятиям физической культурой.
Физическая культура – компонент общей культуры человечества, представляет собой одну из сфер деятельности человека, направленную на развитие его физических способностей и укрепление здоровья.
Физическая культура личности – это определенный уровень, который достигнут человеком в физическом совершенстве и используемый им в повседневной жизни (различные двигательные умения и навыки).
Одной из важнейших составляющих частей физической культуры является спорт.
Спорт – это специальная организация тренировочных занятий, направленных на подготовку человека к проведению соревнований в различных видах физических способностей человека.
Спорт является многогранным общественным явлениям. Сущность спорта состоит в том, что он представляет собой неукоснительное стремление человека в достижении физического совершенства, расширению собственных физических возможностей и границ.
В настоящее время спорт имеет и коммерческую основу, так как профессиональные спортсмены получают не только награды и всеобщее признание, а и плату за свой вклад в развитие спорта и физической культуры.
Физическое воспитание в системе образования
П.Ф. Лесгафт - основоположник систематизации физического воспитания в России.
Познавательные (теоретические) и практические занятия физической культурой являются обязательными и входят в учебных планы всех образовательных организаций, начиная со ступени дошкольного образования.
Разработка учебной программы каждой образовательной программы строится на основании состояния здоровья и физического развития детей, посещающих данное учреждение. Основными ориентирами выступают:
- Соматические показатели здоровья детей (медицинские данные каждого ребенка).
- Активность детей, проявляющаяся в виде физической, трудовой, общественной и познавательной активности.
- Уровень овладения детьми основами личной физической культурой, проявляющиеся в уровне теоретических и методических знаниях, путях эффективного физического развития в соответствии с возрастом.
- Уровень осведомленности о возможностях и перспективах собственного физического развития. Проявляется в адекватной оценке своего здоровья, своих физических особенностях и возможностях.
- Развитие у детей таких качеств как выносливость, гибкость, скорость, сила, координация, чувствительность и т.д.
- Потребность учащихся и их способности в собственном физическом воспитании. Проявляется в саморегуляции поведения, соблюдения режима дня и питания, ежедневное выполнение физических упражнений, положительный настрой на занятия физической культурой и т.д.
Таким образом, все технологии физического воспитания детей, реализуемые в рамках образовательных учреждений, в первую очередь опираются на ориентиры состояния здоровья и физического развития детей.
Понятие ЗОЖ и педагогической валеологии
Любая технология физического воспитания направлена на формирование у детей здорового образа жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ – это совокупность разнообразных форм поведения, направленных на выполнение общественных, профессиональных и бытовых функций, в рамках оптимальных для здоровья условиях и ориентированных на сбережение и укрепление здоровья.
Сущность ЗОЖ заключается в его содержании, которое состоит из:
- Формирование у детей поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
- Формирование индивидуальной системы привычек, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности, связанный с сохранением и укреплением собственного здоровья.
- Формирование собственной научно-обоснованной профилактики заболеваний.
- Формирование индивидуальной модели поведения в конкретных жизненных условиях, которая направлена на снижение возможности возникновения различных заболеваний. То есть разные условия жизни подразумевают формирование различных моделей поведения.
- Формирование благоприятной системы жизни, которая способна обеспечить необходимый и достаточный уровень обмена человека с внешней средой, позволяющий не только сохранить собственное здоровье, но и удержать его на безопасном уровне.
Педагогическая валеология – «это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания».
Кроме того, под педагогической валеологией понимают теорию и методику воспитания физически здорового человека, имеющего мотивацию на сохранение собственного здоровья и соблюдения ЗОЖ.