Сущность и целевое назначение ТРИЗ
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - это педагогическая технология, ориентированная на развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
Данная технология является эффективным инструментом, позволяющим сформировать творческую ориентацию детей, раскрыть природные задатки ребенка, заинтересовать детей в творчестве и его применении в различных сферах деятельности.
Разработка технологии ТРИЗ относится к 80-ым годам прошлого века. Она не теряет своей актуальности и целесообразности применения в учреждениях дошкольного образования. Технология опирается на девиз: «Творчество во всем».
Обучение дошкольника по технологии ТРИЗ ориентируется на раскрытие в ребенке его природного начала. Применение разнообразных методик и технологий воспитания должно опираться на природу ребенка т.е. специфику его индивидуального развития, отдельные личностные характеристики и возрастные особенности развития. Учебная программа дошкольного учреждения воспринимается ребенком в силу его признания важности этой программы для своего развития т.е. ребенок может освоить программу обучения в той степени, в какой она приобретает для него собственнический характер.
Целевым назначением технологии ТРИЗ выступает развитие мыслительной деятельности ребенка, гибкости, диалектичности, систематизации его мышления, формирование творческой ориентации деятельности и тяги к новшествам, развитие творческого восприятия и воображения, проявление поисковой активности.
Основным направлением деятельности дошкольников, по технологии ТРИЗ, должно стать их самостоятельное исследование, оценка и анализ информации, предоставленной педагогом, развитие умения находить ответы на вопросы, искать пути и варианты решения задач.
Применение данной технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения развивает навыки широкого и глубокого мышления дошкольников, заставляет мыслить более креативно, искать нестандартные подходы к решению задач, активизирует фантазию и воображение детей.
На дошкольном этапе обучения технология ТРИЗ выполняет следующую функциональную роль:
- Повышает эффективность применения дошкольной образовательной программы, за счет использования игровых и иных методик технологии.
- Способствует разработке новшеств.
- Активизирует логические процессы, включает в работу интуицию и точный расчет.
Технология ТРИЗ способствует развитию у детей нравственных качеств, проявляющихся в умении радоваться положительным результатам работы, достижениям других людей, оказание помощи в затруднительной ситуации.
Актуальность применения технологии на дошкольном этапе развития ребенка обусловлена ее простотой усвоения знаний. Дети не перенапрягаются, не переутомляются. Технология направлена на непрерывное исследование, а не зазубривание теоретической информации. Это увлекает детей и способствует более продуктивной познавательной деятельности.
Методы технологии ТРИЗ, применяемые в детском саду
В программах дошкольного образования предусмотрено применение следующих методов технологии ТРИЗ:
- Метод мозгового штурма. Метод ориентирован на максимизацию предложенных детьми вариантов решения, поставленной задачи, с опорой на применение творческого подхода, включение в процесс фантазии и воображения. Далее, происходит анализ всех предложенных вариантов решения, оценивается рациональность и целесообразность их применения и производится выбор более эффективного варианта решения задачи.
- Метод каталога. Он основан на составлении цепочки вопросов для детей, чтобы подвигнуть их к творческому рассказу. Как правило, метод предполагает применения картинок с изображениями сцен из сказок, на основании которых детям задаются вопросы, требующие креативного ответа. Данный метод помогает развить речь, навыки театральной деятельности, активизирует игровую активность ребенка, способствует его экологическому воспитанию и развитию.
- Метод фокальных объектов. Он основывается на перемещение качественных характеристик одного объекта на другой. Могут быть перемещены, как все характеристики, так и несколько из них. Такой метод активизирует воображение, развивает речевые функции и включает в работу мыслительный процесс.
- Метод системного анализа. Он основывается на рассмотрении мира в качестве системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Дети осваивают место и роль каждого объекта в миром пространстве, выявляют особенности его функционирования в системе, ролевое значение в развитии системы, взаимосвязь с другими компонентами.
- Метод морфологического анализа. Он базируется на построении нового объекта, точнее его новой модели, путем сочетания разных свойств и характеристик при построении новой модели. Таким образом, развивается творческое воображение ребенка, в работу включается его фантазия.
- Метод аналогичного мышления. Основывается на развитии у детей навыков сравнения и разделения объектов по определенным параметрам и признакам.
- Метод обоснования новых идей. Предполагает выбор какой-то ситуации, которая делится на составные элементы: реальные проявления и фантастические проявления. Затем происходит поиск реальных проявлений в фантастической части ситуации.
- Метод моделирования. Основан на построении моделей процессов в природной и социальной среде. Он позволяет развить диалектические представления ребенка, сформировать его мышления, активизирует любознательность.
- Метод фантазирования. Данный метод ориентирован на развитие фантазии ребенка, путем внедрения волшебников, способных изменять свойства объектов: увеличивать и уменьшать, изменять временные характеристики, делить, объединять и т.д.
Применение методов технологии ТРИЗ позволяет развивать творческий потенциал не только дошкольников, но и педагогов.