Характеристики развивающего обучения
Развивающее обучение – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на потенциальные возможности учащегося и его всестороннее, полноценное развитие.
Развивающее обучение выстраивается таким образом, чтобы сделать процесс обучения учащихся самостоятельным. т.е. у учащихся формируют навыки самостоятельного познания и стремление к развитию.
Развивающее обучение является подходом к организации педагогического процесса, продуктивной технологией образования. Оно выстраивается с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и опорой на закономерности этого развития.
Развивающее обучение обладает следующими характеристиками:
- Опора на совместную деятельность педагога и учащихся;
- Принятие учащегося в качестве субъекта образовательного процесса;
- Обучение строится на основании планирования и проектирования педагогической деятельности;
- Создание комфортного психологического микроклимата и оптимальных условий для раскрытия природного потенциала учащихся в образовательной деятельности;
- Приобщение учащихся к различным видам и направлениям деятельности;
- Деятельностный подход к развитию учащихся, т.е. развитие возможно только в ходе определенной деятельности;
- Формирование у учащихся знаний о собственных возможностях, как условие их дальнейшего продуктивного развития;
- Проявление активности в познавательной деятельности и ориентация на ее развитие.
Теория развивающего обучения получила активное развитие во второй половине XX столетия. Основными трудами в данной области стали концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В их трудах обучение и развитие рассматриваются как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса.
Рисунок 1. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современная система образования основывается на теории развивающего обучения. При этом, были разработаны различные технологии развивающего обучения, которые ориентированы на развитие самостоятельной личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в социальном пространстве, наделенной нравственными ориентирами деятельности, волевыми и эстетическими качествами.
Рисунок 2. Технологии развивающего обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технология развивающего обучения Л. В. Занкова
Технология развивающего обучения, предложенная Занковым, была основана на следующих принципах построения учебной деятельности на любом ее уровне и этапе:
- Высокий уровень сложности учебной деятельности. Только преодоление трудностей, стремление к достижению цели помогает раскрыть природный потенциал учащихся.
- Самостоятельное осознание учащимися хода своей интеллектуальной деятельности.
- Приоритетная позиция научной теории.
- Обучение основывается на опоре на эмоциональную сферу личности. Это означает, что обучение должно вызывать эмоции у учащихся. Положительные эмоции мотивируют к учебной деятельности, стимулируют к активному познанию.
- Педагог помогает развиваться каждому учащемуся, учитывая его потенциальные возможности.
Развивающее обучение Занкова основывается на создании условий для активизации познавательной деятельности учащегося. Для этого, обучение строится на основе самостоятельной деятельности учащихся и их эмоциональных переживаний.
Технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова
Данная технология основывается на формировании теоретического мышления учащихся. Они учатся видеть процессы и явления окружающего мира и отражать свой взгляд на них в словесной форме.
Образовательный процесс выстраивается на основании организации на каждом учебном занятии коллективной мыслительной деятельности. Для этого, применяются методы дискуссии, а также делового обсуждения учащихся. Также, технология развивающего обучения Эльконина—Давыдова опирается на методы проблемного обучения при построении образовательной деятельности.
Оценка учебных успехов учащихся реализуется, исходя из их потенциальных возможностей. Она отражает уровень индивидуального развития учащегося и его продвижения в учебной деятельности.
Учебная деятельность носит целенаправленный характер. Она ориентирована на получение внутренних итогов развития учащегося, т.е. развитие его теоретического мышления и интеллектуальных способностей. Суть такого обучения заключается в проявлении активности учащегося в ходе познания, ориентированной на собственное изменение, преобразование своей личности, развитие своих навыков и способностей.
Учебные задачи предлагаются педагогом в качестве проблемных ситуаций, которые стимулируют учащихся к поиску путей их разрешения. Поиск решения проблем является путем вывода личности на путь развития.
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе по В. Н. Зайцеву
Данная технология основывается на концепции развивающего обучения. Она предполагает построение образовательной деятельности на основании преемственности всех уровней обучения т.е. дошкольного образования, начального школьного, среднего школьного, обучение в старшей школе.
В основе данной технологии лежит развитие чтения младших школьников, как ведущий фактор успеваемости учащихся.
Обучение, основанной на данной технологии, выстраивается в соответствии со следующими принципами:
- Разделение учебного года учащихся начальной школы на три четверти.
- Организация дополнительных занятий в течение школьных каникул или выполнение коротких упражнений дома.
- Мотивация учащихся к познавательной деятельности, посредством устранения негативных отметок. Деятельность учащихся начальной школы оценивается только «отлично» и «хорошо».
- Стимулирование развития положительных эмоций учащихся от учебной деятельности за счет применения игровых технологий обучения и положительных отметок.
- Развитие навыков осмысленного чтения т.е. понимание содержания текста и умения выделить основную мысль.
- Подготовка дошкольников к начальной школе: дети должны освоить навыки работы по инструкции, уметь слушать и пересказывать тексты, копировать рисунки, владеть навыками элементарного счета, знать алфавит.