Сущность технологии интеграции в образовании
Технология интегрированного образования – это такая организация процесса обучения, которая подразумевает включение бинарных учебных занятий, а также занятий с использованием межпредметных связей.
В контексте интеграции образования, само понимание интеграции рассматривается с двух точек зрения:
- Взаимосвязь знаний по учебным предметам.
- Использование интегрированных методов, форм и технологий обучения.
Интеграция образования подразумевает совокупность данных точек зрения и их комплексное применение в обучении. Важным является правильное сочетание и интегрирование разнообразных приемов учебной деятельности.
Процесс интеграции образования может осуществляться как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой (внедряемой).
Сущность процесса интеграции состоит в качественном преобразовании каждого из элементов системы образования. Изменения осуществляются изнутри элементов, тем самым происходит их взаимосвязь.
В настоящее время интеграция образования подразумевает внедрение принципов интегрирования во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, что обеспечивает не только его целостность, но и системность. Процессы интеграции подразумевают качественное преобразование системы образования.
Виды технологий в интегрированном образовании
Основные виды технологий интеграций в образовании:
- Технология объяснительно-иллюстрированного обучения – данная технология основана на просвещении учащихся и организации репродуктивных видов деятельности, направленных на выработку специальных и общеучебных умений.
- Технология личностно-ориентированного обучения – данная технология направлена на переориентацию обучения с субъективной основы на саморазвитие и самосовершенствование личности учащихся.
- Технология развивающего обучения – основана на включении в процесс обучения внутренних механизмов личностного развития учащихся.
- Технология, основанная на формирование приемов учебной деятельности. Представлена в виде правил, алгоритмов, инструкций и т.д. чего-либо, что необходимо изучить и усвоить учащимся.
- Технология опорных конспект – предусматривает создание опорных конспектов, которые представляют собой зашифрованную учебную информацию (знаки, символы, рисунки, схемы и т.д.), которые помогают учащемуся ее эффективнее усвоить.
- Технология формирования учебной деятельности – представлена такой организацией учебного процесса, при которой получение учащимися новых учебных знаний происходит через решение учебных задач или проблемных ситуаций.
- Технология дифференцированного обучения – подразумевает деление класса на группы или пары, в соответствии с особенностями и возможностями усвоения учебной информации, степенью обучаемости учащихся.
- Технология игровой деятельности – подразумевает освоение учебной информации и ее усвоение в игровой форме. В зависимости от возраста учащихся, педагогом подбираются соответствующие игры.
- Технологий проектной деятельности – подразумевает организацию различных видов исследовательской деятельности учащихся и педагога.
Применение технологий в интегрированном образовании, делает процесс обучения не только интересным и познавательным, но более насыщенным. Пересечение в интегрированном образовании различных предметных областей способствует формированию у учащихся целостной картины мира и мировосприятия.
Типы и формы интегрированных уроков
В технологии интеграции образования выделяют следующие формы и типы интегрированных уроков:
Урок – формирование знаний.
Цель: организация учебного процесса, направленного на усвоение основных понятий и научных фактов, установленных образовательной программой.
Урок по формированию знаний может быть нескольких видов, в зависимости от задачи, стоящей перед ним (воспитательная, образовательная или развивающая).
В настоящее время выделяют два основных вида:
- Традиционный урок – направлен на решение образовательной задачи. Данный урок строится на основании иллюстративно-объяснительного метода и направлен на «вооружение» учащихся необходимыми знаниями.
- Современный урок – направлен на решение комплекса задач. Основан на том же методе, что и традиционный урок, однако в его рамках частично используется метод дискуссий, а также организуется поисковая и исследовательская деятельности. Еще одним отличием от традиционного урока можно назвать применение разнообразных форм работы с классом (групповая, фронтальная, парная, индивидуальная и т.д.).
Урок – обучение умениям и навыкам.
Цель: на основании полученных ранее знаний осуществление формирования умений и навыков их применения в практической деятельности.
Формы организации работы с учащимися: практикумы, самостоятельные работы (сочинения, рефераты, доклады и т.д.), диалоги, диспуты, ролевые и деловые игры, экскурсии и т.д.
Основным источником знаний в рамках данного урока выступают задачники, дидактический и раздаточный материал, мультимедиа и т.п.
Урок – применение знаний на практике.
Цель: научить учащихся применять полученные знания в практической и повседневной деятельности.
Основная форма работы с учащимися – это ролевые и деловые игры, которые позволяют создавать и проигрывать реальные ситуации.
Комбинированный урок.
Комбинированный урок основан на совокупности логически не связанных между собой звеньев учебного процесса. Именно в этом заключается основная особенность данного урока.
В рамках комбинированного урока могут одновременно сочетаться формирование знаний, их закрепление и контроль, формирование умений и навыков, подведение результатов урока и определение домашнего задания.
Комбинированные уроки очень сложны для проведения в интегрированной форме. Это связано с тем, что в содержании комбинированного урока небольшой объем времени отводится на изучение и усвоение нового учебного материала, а большая часть времени – это контроль и повторение. В то время как интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.