Сущность технологии обучения
Технология (от греч.) – это знание о мастерстве.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор наиболее оптимального воздействия педагога на учащегося в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Современные технологии, используемые в процессе обучения праву, ориентированы на личность учащегося и индивидуализацию учебного процесса. Особенно актуальны они в настоящее время, когда популярной и востребованной становится дистанционная форма обучения.
Потребность в разработке эффективных технологий обучения праву обусловлена тем, что объем правовой учебной информации очень обширен и его сложно усвоить учащимся в силу ограниченности психофизиологического потенциала. Стремясь разрешить данное противоречие, исследователи разрабатывают новые методы, средства, способы, модели и технологии эффективного и интенсивного усвоения правовой учебной информации учащимися и студентами.
Таким образом, педагогическая технология обучению праву направлена на возможности решения одновременно нескольких задач, а также оказание помощи учащимся и студентам в усвоении необходимой информации и личностном развитии.
В настоящее время выделяют два основных типа технологий обучению праву:
- Технологии активных методов обучения.
- Технологии интерактивных методов обучения.
Характеристика технологии активных методов обучения праву
Активные методы обучения – это методы, которые построены по схеме взаимодействия «педагог – учащийся».
Данные методы подразумевают равное участие в обучении педагога и учащихся.
Признаки активных методов обучения:
- Каждый учащийся должен быть активными во время учебного занятия, активизировать при этом собственное мышление.
- Активность во время обучения должна держаться на определенном уровне, на протяжении всего учебного процесса (курса), а не эпизодически и от случая к случаю.
- Учащиеся должны проявлять самостоятельность в поиске оптимальных решений на поставленные педагогом задачи.
- Каждый ученик должен быть мотивирован на обучение.
Различают следующие виды активных методов обучения, используемых при обучении праву:
- Индивидуальные методы.
- Групповые методы.
Более подробно активные методы классифицируют на следующие группы: игровые, дискуссионные, рейтинговые, тренинговые.
Во время обучения праву педагог может использовать как один определенный метод, так и их совокупность. Однако успешность обучения во многом зависит от правильности поставленных цели и задач, системности учебного занятия и педагогического мастерства учителя.
К наиболее распространенным методам обучения праву относятся:
- Презентация – представляет собой демонстрацию слайдов, содержащих картинки, схемы, диаграммы и т.д. по теме урока.
- Кейс-технологии – включают в себя комплекс заданий и правовых практических ситуаций, которые необходимо решить учащемуся посредством применения своих знаний и умений. Особенностью данного метода является то, что решение одной и той же задачи (ситуации) не является единственным и шаблонным. К решению можно подойти нестандартно.
- Проблемные лекции – отличается от традиционной лекции тем, что не проходит в привычной пассивной форме, когда лектор зачитывает информацию, а ученики ее конспектируют. Лектор ставит учащимся задачу, а они уже самостоятельно определяют пути и способы ее решения, тем самым осуществляют поиск и усвоение новой правовой информации.
- Дидактические игры – имеют жесткую регламентацию и правила, не имеют строгой логической последовательности решения, так как присутствует игровой момент.
- Баскет-метод – в основе данного метода заложена имитационная правовая ситуация, учащийся принимает на себя определенную роль, в процессе выполнения которой он решает задачу и получает определенный результат.
Характеристика технологии интерактивных методов обучения праву
Интерактивные методы обучения – это методы, которые построены по схеме «педагог – учащийся» и «ученики – ученик».
Данные методы подразумевают, что учащегося в процесс обучения вовлекает не только педагог, но и другие ученики, посредством взаимодействия друг с другом. Педагог при таком методе обучения в основном выполняет роль помощника и куратора, его задачей является создание условий для проявления инициативности учащихся.
Задачи интерактивных методов обучения праву:
Обучение навыкам самостоятельного поиска и анализа правовой информации, а также выработке правильного решения правовой проблемы или ситуации. Обучить навыкам работы в команде (уважительное отношение к чужой точки зрения, проявление толерантности по отношению к чужому мнению и т.д.). Научит самостоятельно формировать собственное мнение с опорой на конкретные факты.
К методам и приемам интерактивного обучения праву относятся:
- Мозговой штурм – на заданную педагогом правовую проблему или ситуацию, учащиеся за отведенное время предлагают разнообразные способы решения, которые фиксируют один из учеников. По истечению отведенного времени ученики разбирают все предложения и выбирают наиболее рациональное решение.
- Кластеры, пазлы, сравнительные диаграммы – представляют собой поиск ключевых слов, необходимых для решения правовой проблемы (ситуации).
- Интерактивные уроки с использованием ИКТ – включают в себя такие виды занятий как решение тестов онлайн, работу с электронными учебниками и методическими пособиями, учебными сайтами, прослушивание слайд-лекций и т.д.
- Круглый стол (дебаты, дискуссия) – предусматривает коллективное решение, определенной правовой проблемной ситуации, в ходе которой учащиеся свободно могут выразить свое мнение, предложить идею и т.д.
- Деловые игры (луночные, имитационные) – игра, подразумевает разыгрывание участниками ролей, что позволяет им «примерить» на себе разные профессии, социальные статусы и т.д.
- Аквариум – заданную педагогом правовую ситуацию разыгрывают 2-3 участника, остальные учащиеся наблюдают за ее развитием со стороны, после обсуждают и анализируют действия участников.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.