Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность средового подхода в образовании

Определение 1

Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.

Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.

Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные положения средового подхода

В основе средового подхода лежат следующие положения:

  1. Определение воздействия различных показателей функционирования образовательного пространства на функционирование всей системы образования.
  2. Ключевыми объектами образовательного пространства являются его субъекты – учащиеся, педагоги.
  3. Различные аспекты образовательного пространства оказывают воздействие на личностное развитие его субъектов и на внешнюю социальную среду.
  4. Фундаментом формирования средового подхода становится понимание феномена образовательной среды т.е. ее состав, принципы и законы функционирования, содержание и специфика функционирования.
  5. Специально построенная образовательная среда стимулирует личностное развитие учащегося. Она формируется посредством включения в нее различных компонентов культуры: правил поведения, этических норм, предметов быта и произведений искусства. Они внедряются в разные виды образовательной деятельности учащегося.
  6. Педагог использует различные приемы и методы управления образовательной средой, которые преобразуют ее в способ диагностирования, построения и реализации конкретной деятельности для достижения целей и задач образования. Таким образом, образовательное пространство становится способом самообучения и саморазвития учащегося.
«Сущность средового подхода в образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.

Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты

Определение 2

Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.

Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.

Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:

  • Глобальный уровень. Он связан с внедрением в образовательную среду ценностей мировой культуры, тенденций развития современной культуры, использование достижений образования и воспитания, информационное пространство всего мира.
  • Региональный уровень. Он отражает текущую образовательную политику и культурные тенденции современной педагогики, устройство системы образования страны, национальные особенности и ценности, информационное пространство страны.
  • Местный уровень. Он отражает основы организации образовательного учреждения, его внутреннее устройство, окружение учащегося и его семейные условия, семейные взаимоотношения.

Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.

К компонентам образовательной среды относятся:

  • Пространственно-семантический компонент. Он отражает способ построения образовательного пространства на предметном уровне т.е. построение здания учебного заведения, его интерьер, пространственное расположение в городе или поселении. Также, сюда входит символика образовательного учреждения: герб, гимн, традиции, информационное обеспечение;
  • Содержательный компонент. Он отражает концептуальные основы образовательной деятельности, программы, применяемые в конкретной образовательной организации, стиль ведения педагогической работы, учебную литературу, учебные планы, перспективы развития;
  • Коммуникативно-организационный компонент. Он отражает специфические черты субъектов образовательного пространства, способ управления образовательным заведением, правила внутреннего распорядка, регламент деятельности педагогов и построения взаимодействия с учащимися, наличие родительского комитета и его активистов.

Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.

Условия построения безопасного образовательного пространства

Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:

  1. Осознание сущности устройства образовательного пространства. Педагоги и руководство образовательной организации должны понимать необходимость каждого компонента образовательной среды и создание продуктивного взаимодействия между компонентами.
  2. Основным ресурсом безопасного образовательного пространства является педагогический состав. Педагоги должны обладать должным уровнем квалификации, знаниями в области возрастной психологии, творческой ориентацией деятельности.
  3. Организация образовательного процесса на основе соблюдения норм безопасности жизнедеятельности.
  4. Введение в образовательную программу курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Успех освоения данной дисциплины свидетельствует о качестве образовательной среды.
  5. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
  6. Системное взаимодействие управленческих, кадровых, технических, финансовых, методических ресурсов образовательного заведения.
Дата последнего обновления статьи: 22.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot