Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.
Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.
Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные положения средового подхода
В основе средового подхода лежат следующие положения:
- Определение воздействия различных показателей функционирования образовательного пространства на функционирование всей системы образования.
- Ключевыми объектами образовательного пространства являются его субъекты – учащиеся, педагоги.
- Различные аспекты образовательного пространства оказывают воздействие на личностное развитие его субъектов и на внешнюю социальную среду.
- Фундаментом формирования средового подхода становится понимание феномена образовательной среды т.е. ее состав, принципы и законы функционирования, содержание и специфика функционирования.
- Специально построенная образовательная среда стимулирует личностное развитие учащегося. Она формируется посредством включения в нее различных компонентов культуры: правил поведения, этических норм, предметов быта и произведений искусства. Они внедряются в разные виды образовательной деятельности учащегося.
- Педагог использует различные приемы и методы управления образовательной средой, которые преобразуют ее в способ диагностирования, построения и реализации конкретной деятельности для достижения целей и задач образования. Таким образом, образовательное пространство становится способом самообучения и саморазвития учащегося.
Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.
Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты
Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.
Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.
Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.
Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:
- Глобальный уровень. Он связан с внедрением в образовательную среду ценностей мировой культуры, тенденций развития современной культуры, использование достижений образования и воспитания, информационное пространство всего мира.
- Региональный уровень. Он отражает текущую образовательную политику и культурные тенденции современной педагогики, устройство системы образования страны, национальные особенности и ценности, информационное пространство страны.
- Местный уровень. Он отражает основы организации образовательного учреждения, его внутреннее устройство, окружение учащегося и его семейные условия, семейные взаимоотношения.
Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.
К компонентам образовательной среды относятся:
- Пространственно-семантический компонент. Он отражает способ построения образовательного пространства на предметном уровне т.е. построение здания учебного заведения, его интерьер, пространственное расположение в городе или поселении. Также, сюда входит символика образовательного учреждения: герб, гимн, традиции, информационное обеспечение;
- Содержательный компонент. Он отражает концептуальные основы образовательной деятельности, программы, применяемые в конкретной образовательной организации, стиль ведения педагогической работы, учебную литературу, учебные планы, перспективы развития;
- Коммуникативно-организационный компонент. Он отражает специфические черты субъектов образовательного пространства, способ управления образовательным заведением, правила внутреннего распорядка, регламент деятельности педагогов и построения взаимодействия с учащимися, наличие родительского комитета и его активистов.
Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.
Условия построения безопасного образовательного пространства
Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:
- Осознание сущности устройства образовательного пространства. Педагоги и руководство образовательной организации должны понимать необходимость каждого компонента образовательной среды и создание продуктивного взаимодействия между компонентами.
- Основным ресурсом безопасного образовательного пространства является педагогический состав. Педагоги должны обладать должным уровнем квалификации, знаниями в области возрастной психологии, творческой ориентацией деятельности.
- Организация образовательного процесса на основе соблюдения норм безопасности жизнедеятельности.
- Введение в образовательную программу курса «Основ безопасности жизнедеятельности». Успех освоения данной дисциплины свидетельствует о качестве образовательной среды.
- Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
- Системное взаимодействие управленческих, кадровых, технических, финансовых, методических ресурсов образовательного заведения.