Содержание ценностного подхода в воспитании
Ценностный аспект воспитательного процесса связан, прежде всего с тем, что процесс воспитания, рассматривается как механизм развития личности, наделенной важными социальными качествами и потребностями, нравственными и интеллектуальными свойствами.
Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Он позволяет исследовать воспитание, как процесс, способствующий раскрытию личностного потенциала и, ориентированный на удовлетворение потребностей людей, а также, как единственный механизм развития гуманистических свойств личности и создания гуманистически ориентированной социальной среды.
Содержание ценностного подхода в воспитании раскрывается через систему принципов оценочного характера. К ним относятся:
- Разные философские взгляды на единую систему гуманистических ценностей. Предполагается, что ценности могут отличаться по своей культурой принадлежности и этническим особенностям.
- Равные возможности использования и равное значение теоретических воспитательных концепций прошлого и новых разработок. Необходимо достичь диалога и взаимодействия, интеграции между традиционными взглядами и новаторскими идеями.
- Каждый человек уникален и равен в своей уникальности другим людям. В обоснованиях ценностей необходимо опираться на идеи социокультурного прагматизма, исключая демагогию споров об их основаниях.
Таким образом, содержание ценностного подхода к воспитанию сводится к тому, что приоритетной воспитательной задачей ставится определение гуманистической ориентации и сущности научного педагогического знания, определения отношения педагогике к личности учащегося, как к субъекту познавательной работы, обладающим коммуникативными навыками и творческим потенциалом.
Рисунок 1. Основные ценности воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Образование рассматривается в качестве составного элемента культуры и выступает инструментом формирования ценностных установок человека, раскрытия его гуманистических начал и создания личности, наделенной гуманистическими свойствами.
Ценности, лежащие в основе воспитательного процесса
Система воспитания основывается на совокупности ценностей, относящихся к разным категориям и уровням существования. Все эти ценности можно разделить на следующие группы:
- Социальные ценности. Эти ценности связаны с социальной жизнедеятельностью людей. Они включают свод норм и правил, установок социального поведения, традиции и обычаи народов, идеи и взгляды, которые закреплены в общественном сознании и передаются между поколениями.
- Коллективные ценности. Эти ценности связаны с регламентацией учебно-воспитательного процесса. Они отражают содержание норм и правил, определяющие порядок функционирования образовательной системы: институтов образования, образовательных учреждений, взаимодействие педагога и учащегося.
- Личностные ценности. Эти ценности отражают черты личности каждого человека. Они включают в себя мотивы поведения, нравственные ориентиры деятельности, цели, задачи, идеалы, установки, мировоззренческие взгляды отдельного учащегося и отдельного педагога, которые выступают его внутренними ориентирами поведения, направляют деятельность.
Именно личностные ценности заложены в основу воспитания, поскольку их развитие выступает его целевым назначением. От них зависит и формирование социальных ценностей, развитие коллективных ценностей, общее всестороннее гуманистическое развитие личности воспитанника и гуманистический облик всей социальной сферы.
Воспитательный процесс направлен на развитие у каждого воспитанника индивидуальной системы ценностей, выступающих отражением ее особенностей и условий развития.
Система личностных ценностей, лежащих в основе воспитания, включает в себя:
- Ценности, отражающие осознание личности своей роли и места в социальной сфере деятельности;
- Ценности, отражающие осознание личности своей профессиональной роли и, занимаемой должности;
- Ценности, позволяющие личности строить коммуникативные связи и отношения, удовлетворяющие потребности в общении и социальном взаимодействии;
- Ценности, отражающие потребность и мотивацию к саморазвитию, самоутверждению, раскрытию своего творческого потенциала;
- Ценности, дающие толчок к самореализации;
- Ценности, ориентированные на удовлетворение бытовых, практических, так сказать, «приземленных» потребностей.
Одни из этих ценностей являются самодостаточными, а другие носят инструментальный характер.
Самодостаточные ценности, по сути, отражают целевое назначение воспитания т.е. они ориентированы на развитие гармоничной личности, способной к существованию, развитию и самореализации в социальной среде. Они отражают творческую направленность воспитательного процесса и нацелены на раскрытие у воспитателя и воспитанника творческого потенциала их личностей. К таким ценностям можно отнести: любовь, уважение, ответственность, престижность, саморазвитие, самоутверждение. Такие ценности преобладают над остальными и оценивают их. В них отражается смысловое назначение воспитательного процесса.
Профессиональное становление личности педагога стоит на одной ступени с личностным развитием воспитанника. Поэтому, потребность в саморазвитии и самореализации лежит в основе воспитания и занимает ведущее положение в иерархии потребностей личности.
К инструментальным ценностям относятся следующие:
- Ценности-отношения. Они отражают уважение и почитание воспитательной работы, позволяют воспитателю построить адекватную систему взаимодействия с воспитанником: гуманистически ориентированную и нравственно обоснованную.
- Ценности-качества- отражают профессиональные свойства педагога: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, педагогическое мастерство, прагматические умения, аналитические навыки и др.
- Ценности-средства. Они включают действия педагога в воспитательном процессе и систему взаимодействия с воспитанниками. Иными словами, средства воспитания – это технологии воспитания и технологии коммуникативного взаимодействия.
- Ценности-знания – это система теоретических научных разработок, включающая принципы, формы, концепции, закономерности реализации воспитательного процесса. Владение этими ценностями дает воспитателю больше возможностей в достижении целей и задач воспитания.