Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность и специфика педагогического исследования

Сущность педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – это процесс экспериментальной и аналитической работы, ориентированный на получение новых сведений об особенностях образования и воспитания, их аспектах, разработку новых методов и форм учебно-воспитательной работы, получение знаний о содержании, механизмах, структуре и принципах реализации педагогического процесса.

Сущность педагогического исследования сводится к его обусловленности и необходимости. Чтобы педагогическая наука развивалась, появлялись новые теории и концепции педагогики, требуется проведение исследовательской работы. Она приводит к развитию и совершенствованию педагогического научного знания.

Компоненты педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Компоненты педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Любое педагогическое исследование носит либо теоретический, либо прикладной характер.

Теоретический характер исключает экспериментальную работу. Новые теории формируются на основании анализа информации из разных источников, работы с педагогическими данными по конкретному вопросу.

Прикладной характер педагогического исследования предполагает проведение экспериментальной работы, т.е. осуществляется проведение экспериментов для более полного и глубокого изучения отдельных аспектов педагогической деятельности.

Кроме того, педагогические исследования могут носить фундаментальный характер, т.е. ориентироваться на формирование основ педагогической науки: формирование методологии педагогики, открытие новых законов. Эти данные не предназначены для практического использования в педагогическом процессе, но на их основе строится педагогическая практика.

«Сущность и специфика педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алгоритм проведения педагогического исследования

Любое исследование в педагогике имеет определенную логику проведения. Она сводится к выстраиванию исследовательской работы по следующему алгоритму:

  1. Определение темы исследования и постановка его целевого назначения. Для начала необходимо определить, что именно нужно исследовать, т.е. какую сторону педагогической действительности, как процесс, педагогическое явление, структурный компонент и т.д. Затем определяется цель исследования, т.е. поиск ответа на вопрос: для чего исследовать? Например, чтобы найти закономерности функционирования дефектологии, как научного знания.

  2. Проектирование плана исследования. В нем определяется последовательность совершаемых операций, ориентированных на достижение цели исследования. План должен отображать и возможные пути выполнения основной исследовательской работы.

  3. Список источников информации по исследуемой теме. Тема исследования требует наличие материала, который будет анализироваться, подвергаться проверке и т.д. Необходимо собрать все источники литературы по данной теме.

  4. Формирование базы исследования. Ее составляют методы, приемы и средства, используемые в ходе проведения педагогического исследования.

<a href=Методы педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 3. Методы педагогического исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  1. Знакомство с теоретическими данными по теме исследования, историческими аспектами данного вопроса. Здесь осуществляется анализ категорий, на которых базируется исследование.

  2. Ознакомление с имеющимся опытом решения данной проблемы в реальной практике. Проводится анализ педагогического опыта деятельности, существующие практические рекомендации.

  3. Подготовка удостоверяющего материала исследования. Здесь собираются все данные, которые касаются исследуемой проблемы.

  4. Проведение анализа данных и постановка гипотезы исследования. Гипотеза ставится, исходя из выявленных сведений и фактов. Она предполагает предложение одного или нескольких вариантов решения, имеющейся проблемы, выбор, предполагаемого, оптимального пути достижения, поставленной цели исследования.

  5. Определение методов проверки гипотезы. Гипотезу следуют проверить на ее актуальность, действенность, верность. Для этого выбираются конкретные методы исследования.

  6. Проведение экспериментальной работы. Здесь производится один из разновидностей экспериментов: пробный, формирующий, констатирующий, лабораторная работа. В зависимости от конкретной темы и целей исследования может быть проведен ни один эксперимент.

  7. Проведение контрольных проверок. Исследование завершается контрольными проверками, полученных данных.

  8. Мониторинг результатов экспериментальной работы. Осуществляется анализ данных, полученных в ходе исследования, и составляется теоретическое обоснование его итогов.

  9. Составление практических рекомендаций. Теоретические данные необходимо использовать в практической педагогической работе. Поэтому, итогам исследования нужно составить инструкцию по их применению.

  10. Завершающее оформление итогов исследования в текстовой форме. Исследование необходимо верно оформить, отредактировать его текст.

Требования к проведению педагогического исследования

Успех педагогического исследования и применимость его результатов зависит от соблюдения ряда требований. К ним относятся:

  • Учет обусловленности, предопределенности того или иного педагогического явления или процесса. Любой процесс в педагогике имеет определенную логику развития, причины того или иного проявления, внутренние законы функционирования. Это необходимо учитывать в исследовании.
  • Целостное изучение того или иного педагогического процесса. Не следует исследовать педагогический процесс или явление по каким-то его отдельным частям, компонентам, аспектам, проявлениям. Они представляют собой целостную структуру, функционирование которой определяется взаимосвязью и взаимодействием всех ее составных элементов.
  • Исследование педагогических явлений и процессов в динамике и связи с другими явлениями и процессами. Каждый процесс в педагогике имеет тесную связь с другими, оказывает на них определенное воздействие и сам подвергается их воздействию. Все эти связи должны быть учтены при проведении исследования. Кроме того, педагогические явления и процессы являются непостоянными. Они развиваются. Это развитие, его динамику необходимо, также, брать в расчет.
Дата последнего обновления статьи: 13.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot