Педагогическая деятельность – это обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося, направленное на его интеллектуальное, личностное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его самосовершенствования и саморазвития.
Спецификой педагогической деятельности является то, что она имеет особенный объект. В качестве объекта труда педагога выступает личность развивающегося человека. Орудием педагога выступают его знания и умение передать эти знания учащимся.
Структура педагогической деятельности имеет три взаимосвязанных компонента: организаторский, конструктивный и коммуникативный.
Конструктивный компонент педагогической деятельности
Конструктивный компонент педагогической деятельности – это деятельность, которая связана с осуществлением отбора, проектированием и композицией учебного материала, а также разработкой и созданием планов.
Данный компонент является основным, так как именно он заложен в фундамент деятельности каждого педагога. В собственной конструктивной деятельности педагог опирается на образовательные программы, учебные планы, методические пособия, учебники и т.д. Однако, все эти материалы подвергаются преобразованию под влиянием тех задач, которые педагог ставит перед собой, в зависимости от цели образовательного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей и потребностей.
Организацию каждого учебного занятия педагог начинает с его планирования, подбора необходимого вспомогательного и наглядного материала, связывания всех элементов урока в единую логичную цепь. Процесс планирования индивидуален у каждого педагога и во многом зависит от его педагогического мастерства.
Конструктивная деятельность педагога, включает следующие элементы планирования:
- Содержание предстоящей педагогической деятельности (составление общего плана работы).
- Последовательность и система собственных педагогических действий в процессе урока.
- Последовательность и система действий учащихся во время урока.
Как показывает практика, основные проблемы в конструктивной деятельности, возникают у молодых педагогов. Это связано с тем, что они довольно часто увлечены тем обилием учебного материала, который представлен в настоящее время в различных источниках. Молодые педагоги не владеют достаточными навыками по обобщению и систематизации учебного материала, не умеют связывать его с прошлым опытом школьников, правильно и логично включить его в структуру деятельность учащихся.
Конструктивный элемент педагогической деятельности очень тесно связан с организаторскими умениями. С течением времени, педагоги набираются опыта, овладевают организаторскими способностями в полной мере, что положительно сказывается на их конструктивной деятельности.
Организаторский компонент педагогической деятельности
Организаторский компонент педагогической деятельности – это умение сформировать коллектив, организовать совместную деятельность учащихся.
Организаторский компонент педагогической деятельности учителя представлен тремя аспектами:
- Организация собственного изложения (беседа, рассказ и т.п.).
- Организация своего поведения и действий в соответствии с реальными условиями действительности.
- Организация деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная).
Успешность организаторской деятельности педагога во многом зависит от того, как он умеет сочетать все три аспекта в своей работе. Зачастую на практике у педагогов отмечается преобладание одного из них.
Например, педагог дает много интересной и уникальной информации, но учащиеся не любят его уроки, не усваивают учебный материал. Связано это с тем, что педагог увлечен собственным рассказом и не замечает, как реагируют дети на происходящее. Ученикам не предоставляется возможности высказать свою точку зрения или мнения. А ведь основой в педагогической деятельности каждого учителя является достижение того, чтобы учащиеся не только хорошо знали учебный материал, но и умели рассуждать, доказывать, находить истину, приводить аргументы и т.д. Именно поэтому очень важно в педагогической деятельности грамотно организовать не только собственную деятельность, но и деятельность учащихся.
Для того, чтобы правильно организовать деятельность детей в рамках педагогического процесса, необходимо учитывать в первую очередь их возраст и ведущую деятельность. В разные возрастные периоды у детей в качестве ведущего вида деятельности выступают игра, учение, общение и учебно-профессиональная деятельность. Педагог должен уметь направлять каждую из данных сфер деятельности.
Коммуникативный компонент педагогической деятельности
Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это один из важнейших факторов успешной профессиональной деятельности педагога.
От коммуникативного компонента педагогической деятельности зависит, как именно сложатся его взаимоотношения с учащимися и в целом успешность всей его профессиональной деятельности.
Представление о том, как педагог будет относиться к учащимся, формируется у них намного раньше, чем педагог начинает с ними взаимодействовать. Первое представление дети получают, оценивая внешний вид педагога, его позу, манеру общения и т.п.
Для того, чтобы коммуникативная деятельность педагога была успешной, ему необходимо учитывать потребности каждого возрастного периода.
Например, учащиеся среднего звена требуют от педагога конкретного и точного объяснения учебного материала, сопровождающегося интересными и яркими примерами. Учащиеся старшего школьного возраста уже имеют сформировавшееся представление о том, каким должен быть процесс обучения. Им важно, чтобы педагог любил свой предмет, вкладывал в его преподавание «душу». Для детей младшего школьного возраста важна личность педагога, они наделяют его ореолом романтики, считают всезнающим и всё умеющим человеком.
Однако, вне зависимости от возраста, учащиеся особенно чувствительны к тому, как педагог их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.
Таким образом, каждый из компонентов структуры педагогической деятельности связан с другими, и требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.