Исследовательская работа – это процесс поиска, экспериментирования, направленный на нахождение решения поставленной задачи, открытие нового знания, доказывание гипотезы и установление закономерностей развития социального и природного мира.
Исследовательская деятельность лежит в основе организации образовательного процесса на любом этапе обучения. Она носит творческий характер т.е. предполагает нестандартный подход к деятельности, применение имеющих знаний в нестандартных условиях.
Исследовательская работа имеет определенную структуру и этапы реализации. Структура работы является стандартизированной, а, потому, выступает основным критерием ее оценки т.е. структура работы должны быть соблюдены в исследовании любого типа.
Структура исследовательской работы
Исследовательская работа учащихся состоит из следующих разделов:
- Титульный лист. На нем отражаются сведения об авторе работы. Учебном заведении, периоде ее выполнения, руководителе работы, а также отражается тема исследования. Титульный лист имеет определенные правила оформления, которые должны быть строго соблюдены. Это отражение полного наименования образовательной организации, класса или курса обучения, ФИО учащегося и руководителя, год написания работы и город отражаются внизу страницы. Название работы т.е. тема исследования отражаются по центру страницы. Оно должна соответствовать содержанию работы. Вся информация должна быть умещена на одной странице.
- Содержание работы. Иными словами, это оглавление, т.е. перечень разделов работы. В нем указываются все компоненты исследовательской работы и страницы, на которых они размещены.
Введение. Оно ориентировано на ознакомление читателей с сутью проведенного исследования. Происходит введение в структуру и сущность исследования. Основными компонентами введения являются:
- Актуальность исследования, т.е. пояснение, почему данное исследование было необходимо провести, причины изучения рассматриваемого вопроса;
- Проблема исследования, т.е., пояснение, что именно подлежит исследованию, какой вопрос изучается;
- Целевое назначение исследования, т.е. пояснение, на что оно ориентировано, каких итогов предполагается достичь по ходу исследования;
- Задачи исследования. Они отражают действия автора, которые выполняются для достижения поставленной цели;
- Гипотеза исследования, т.е. предположение, которое необходимо обосновать и доказать;
- Объект и предмет исследования. Они отражают, что именно будет исследовано;
- Методы исследования т.е. какими способами будет реализовано исследование;
- Практическая значимость исследования. Она отражает возможности применения результатов исследования в решении практических задач разного рода, в практике деятельности разных направлений;
- Новизна исследования. Здесь отражаются факты, подтверждающие, что подобного исследования еще не проводилось, что нова тема или методы исследования, а может тема или гипотеза;
- Краткий обзор исследования. Он дает краткое описание содержания исследования, направлений исследования и источников, используемых в работе.
Основная часть работы. В ней отражаются главы, в которых проводится теоретическое и практическое исследование конкретной проблемы. Как правило, в первой главе рассматриваются параграфы теоретической части исследования, во второй главе –практическая часть исследования, а в третьей главе отражаются проблемы и перспективы развития рассматриваемого вопроса.
- Заключение. Оно отражает результаты исследования и ориентировано на подведение его итогов т.е. все то, что было рассмотрено в основном содержании исследования отражается в краткой, лаконичной форме – несколькими выводами. Также, отражается степень достижения целевого назначения исследования, результаты проверки гипотезы и перспективы развития конкретного научного вопроса и актуальности проведения дальнейших исследований по данной теме.
- Список использованной литературы. Здесь отражаются источники информации, использованные в работе, в виде алфавитного перечня с указанием авторов и библиографических ссылок.
Рисунок 1. Структура исследовательской работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы проведения исследования
Реализация любой исследовательской работы, независимо от типа проводимого исследования, имеет поэтапную структуру реализации.
Этапами выполнения исследовательской работы являются следующие направления деятельности:
- Подготовительная деятельность. Она связана с определением проблемы исследования, т. е того вопроса, который подлежит изучению, рассмотрению с разных сторон, формулировкой темы исследования, постановкой ее целевого назначения, выбором адекватного варианта решения, поставленной задачи и составлением плана выполнения предусмотренных исследованием видов деятельности.
- Планирование деятельности. происходит составление плана действий, выполнения тех тили иных операций, их последовательности, ориентированных на достижение поставленных целей и задач исследования. Здесь, происходит определение способов и методов добычи информации, форм ее представления, критериев оценки деятельности и степени ее результативности. Также, распределяются действия и обязанности их выполнения между ответственными, за проведение исследования, лицами.
- Проведение экспериментальной работы. Здесь отражается сам ход исследования: проводимые замеры, расчеты, используемые алгоритмы, формулы, составляются графики, диаграммы, таблицы данных, проводятся опросы, опыты, анкетирования, интервью и т.д. Здесь же, отражается используемое оборудование, инструментарий.
- Выводы по исследованию. Здесь, реализуется формулирование итогов проведенной экспериментальной деятельности, обосновываются полученные результаты.
- Представление и защита исследования. Производится презентация работы и ее представление в краткой лаконичной форме.
- Оценка проведенного исследования и полученных итогов. Итоги деятельности оцениваются п определенным критериям. Все зависит от конкретной области и направления исследования.