Стиль педагогического общения – это совокупность способов и приемов коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися, взаимосвязанных и направленных на реализацию продуктивного межличностного взаимодействия и достижение образовательных целей и задач.
Каждый педагог вырабатывает свой стиль общения. Он зависит от параметров его личностного развития, коммуникативных навыков, профессионального уровня и аудитории, с которой устанавливается взаимодействие. В каждой возрастной группе меняется направленность коммуникативного взаимодействия педагога и стиль педагогического общения приобретает особенные черты, обуславливающие особенности психоэмоционального развития личности в конкретный возрастной период.
Что касается установления взаимоотношений учителя со старшеклассниками, то тут имеются свои особенности. Стиль взаимодействия педагога со старшеклассниками влияет на продуктивность учебного процесса и обладает определенной воспитательной силой в период подросткового развития учащихся и их профессиональной ориентации.
Специфика построения общения педагога со старшеклассниками
Старший школьный возраст – особенный период развития личности учащегося.
В это время происходит изменение отношений со сверстниками и взрослыми. Общение со сверстниками – важный аспект личностного развития старшего школьника. В его ходе происходит самореализация ребенка. Взрослые же, в большинстве случае, не придают должного значения общению ребенка со сверстниками. Педагоги, не всегда обращают внимание на коммуникативную атмосферу в коллективе учащихся и не стимулируют ее развитие.
Понимание взрослых особенно необходимо в старшем школьном возрасте. Это понимание касается не только родителей, но и педагогов. Можно выделить ряд особенностей в развитии общения и взаимодействия педагога со старшими школьниками. К ним относятся:
- Строгое соблюдение в тактичности взаимодействия. Старшие школьники не всегда принимают вмешательства в их развитие, в их жизнедеятельность. Здесь, требуется соблюдение особого такта педагогом.
- Исключение принуждения учащихся к той или иной деятельности. Педагогу нежелательно использовать приказной тон, выставлять жесткие требования по отношению к учащимся и их деятельности. Важно, мотивировать учебную деятельность и стимулировать познавательную активность через установление доверительных отношений.
- Удовлетворение потребности учащихся в исполнении педагогом роли друга, соратника.
- Индивидуальный подход к каждому учащемуся в формировании с ним взаимоотношений. Учебная деятельность конечно важна, но ее плодотворное развитие зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, его познавательных и иных потребностей.
Индивидуальный подход учителя к построению взаимодействия с учащимися старших классов
Организация общения педагога со старшеклассниками в современных образовательных условиях требует реализации индивидуального подхода к построению взаимоотношений с каждым учащимся.
Общение должно строится на взаимодействии сторон. Педагог не просто оказывает на учащегося воспитательное воздействие, исходя из его особенностей развития, а проявляет открытость и чуткость к внутреннему миру ребенка, к его потребностям и интересам, становясь равноправным и равно значимым участником взаимодействия. Формируются именно взаимодействующие отношения сторон.
Реализация педагогом индивидуального подхода в организации взаимодействия со старшими школьниками производится в опоре на соблюдение следующих условий:
- Ориентация педагога, при выработке стиля общения с учащимися старших классов, на их индивидуальное развитие, создание условий для самореализации, самовыражения, самоактуализации.
- Рост требований к профессионализму педагогов и их коммуникативному мастерству при реализации взаимодействия с учащимися старших классов. Эти требования касаются знаний в области возрастной психологии и навыков коммуникативного развития учащихся, а также умений выработки индивидуального стиля общения педагогом для каждого конкретного учащегося.
- Создание положительной коммуникативной атмосферы в учебном коллективе.
- Высокий уровень проявления педагогом собственной субъектной позиции в общении.
- Четко выраженная педагогическая позиция педагога и ее сохранение.
- Соблюдение педагогического такта и проявление терпимости в общении.
- Реализация положительного взаимодействия, доверительных отношений с учащимися во всех видах деятельности. Имеется в виду общение на уроках, во внеурочной деятельности, в ходе организации и проведения школьных и внешкольных мероприятий.
- Организация и проведение индивидуальных бесед с учащимися. Она позволяет педагогу продемонстрировать свою позицию по отношению к конкретному учащемуся, а также показать свое уважение к его индивидуальности, свое принятие личностных особенностей, уважение прав и свобод личности.
Следует отметить, что выработка индивидуального стиля взаимодействия с учащимися старших классов, должна быть реализована на основании желания педагога к установлению доверительных отношений с учащимися, их стремления к реализации продуктивных коммуникативных отношений в коллективе, реализации педагогом интенсивного взаимодействия со старшеклассниками в процессе их жизнедеятельности, а не только в ходе учебного процесса.
Сотрудничество педагога и учеников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Сотрудничество педагога и учеников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В реализации индивидуального подхода к каждому учащемуся, построении с ним доверительных отношений, педагогу помогают инновационные технологии, передовой педагогический опыт деятельности и непрерывное собственное коммуникативное развитие, позволяющее выработать оптимальный стиль общения с учащимися старших классов, стимулирующий их развитие, самореализацию, профессиональное самоопределение.
Старшеклассникам необходимо взаимодействие со взрослым. Оно имеет важное значение в развитии ребенка и в выработке его ценностных ориентиров дальнейшей жизнедеятельности. Общение должно носить положительный характер, побуждать учащихся к саморазвитию и совершенствованию своих качеств.