Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Визуальные средства обучения

Визуальные средства обучения и условия их использования

Замечание 1

Визуальные средства обеспечивают реализацию принципа наглядности в процессе обучения.

К визуальным средствам обучения относится различная видеопродукция (видеоуроки, видеофрагменты, видеолекции, видеофильмы и тематические слайды).

Видеопродукция, предназначенная для системы образования, должна отвечать ряду критериев: грамотное применение методических приемов речи, пауз, повторов и т.д.; достаточный уровень режиссерской техники в постановке видеорядов; оптимальная методика постановки инсценировок; достаточное качество съемок кадров и уровень дикторской речи.

К визуальным средствам относятся: карты, диаграммы, схемы, дорожные знаки, модели, наглядные пособия, математические символы; естественные объекты и предметы в искусственной и природной среде (коллекции и гербарии); диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, кинофильмы.

При использовании визуальных средств соблюдают определенные условия:

  • используемая наглядность должна соответствовать возрасту обучаемого;
  • наглядное пособие нужно использовать в меру и на соответствующем этапе занятия;
  • четкое выделение основного и существенного при демонстрации иллюстраций;
  • визуальное средство обучения должно точно согласовываться с содержанием учебного материала;
  • средство обучения должно быть эстетически оформлено;
  • наглядность должна быть хорошо обозрима с любого учебного места;
  • активно привлекать обучающихся к нахождению нужной информации в демонстрационном устройстве и наглядном пособии.

Требования, предъявляемые к проведению демонстраций: наглядность должна иметь необходимые размеры для хорошей видимости; для небольших визуальных объектов применяют оптическое увеличение и разные проекции, поочередный вызов обучающихся к демонстрационному столу; демонстрируемое должно хорошо просматриваться со всех сторон во избежание возможных ошибок в предоставлении материала и нарушения дисциплины; объем и количество наглядности должны быть оптимальными (при избытке наглядных средств обучения наступает быстрое утомление, рассеивается внимание, снижается познавательный интерес).

«Визуальные средства обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функции визуальных средств обучения

В процессе обучения основную роль занимают визуальные средства обучения – светотехнические, обеспечивающие зрительную информацию. К ним относятся телевизоры, видеомагнитофоны, кодоскопы (графопроекторы), компьютеры, мультимедийные проекторы.

Функции светотехнических средств в процессе обучения:

  • служит опорой для восприятия речи;
  • выполняет роль связующего звена между звуковой и смысловой стороной слова, облегчая запоминание;
  • проецируют на экран разные явления, ситуации и процессы;
  • выполняют роль обратной связи.

Классификация визуальных средств обучения

К нетехническим визуальным средствам обучения относятся: традиционные, раздаточные, демонстрационные. К раздаточным визуальным средствам обучения относятся учебные пособия, учебник, дидактические материалы, рабочие тетради, книги для чтения, картины и таблицы.

В процессе обучения используется визуальное учебное оборудование для формирования у обучающихся знаний, навыков и умений, для общего развития и воспитания и управления их познавательной деятельностью.

Основные группы визуального оборудования:

  • отображения и изображения предметов и явлений действительности;
  • натуральные объекты;
  • описания предметов и явлений мира словами, знаками и фразами искусственных и естественных языков.

К натуральным объектам относятся: различные предметы и явления объективной действительности для прямого изучения (горные породы, минералы, сырьё, продукты и полупродукты производства, препараты животных и растений и т.д.); натуральные предметы и средства для воспроизведения явлений, демонстрации и последующего лабораторного изучения (приборы, реактивы и т.д.); технические и материальные средства для изобразительной, трудовой и экскурсионно-туристской деятельности обучающихся (металл, древесина, стекло, пластмассы и т.п.); контрольные приборы, измерительные приборы, отделочные и монтажные инструменты; инструменты и принадлежности для рисования и черчения; станки, машины и технические устройства; туристское, экскурсионное и экспедиционное оборудование.

К группе "изображения и отображения предметов и явлений действительности" относятся: объёмные пособия (модели, макеты, слепки, глобусы, муляжи и т.д.); плоскостные пособия (картины, таблицы, фотографии, схемы, карты, чертежи).

Группа "письменное описание" включает: справочную, научную, методическую и литературу; учебники, учебные пособия, руководства для лабораторных и трудовых занятий, наблюдений, сборники задач и упражнений, программированные и другие печатные материалы.

К особой группе визуальных средств обучения относятся некоторые информационные и технические средства обучения: используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на грампластинке и киноплёнке (магнитофоны, киноаппараты, телевизоры, электропроигрыватели); контролирующие средства обучения (перфопластинки, перфокарты, автоматы и т.д.); обучающие средства обучения (обучающие машины, лингафонные устройства, электронно-вычислительные машины, закрытые телевизионные установки).

К визуальным техническим средствам обучения относятся электронные книги и видеофайлы. Электронные книги предназначены для предоставления текстовой информации в электронном виде и на электронном носителе. Электронная книга обладает ограниченной функциональностью и относительно большим периодом автономной работы, что достигается за счет использования «электронной бумаги». Выполненный по данной технологии дисплей отражает только оттенки серого цвета, сам при этом не светится, потребляя энергию исключительно для формирования изображения. Видеофайлы содержат видеоклипы и видеоматериалы, используются с целью наглядной демонстрации материала, улучшения его понимания и усвоения.

Замечание 2

К визуальному оборудованию предъявляют различные функционально-педагогические, эстетические, эргономические, экономические требования, требования гигиены и техники безопасности.

Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot