Понятие нравственного воспитания
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям их народа и всего человечества.
Чтобы сформировалось любое нравственное качество, необходимо, чтобы этот процесс протекал осознанно. В связи с этим особое значение приобретают знания, на базе которых у ребенка будет идти формирование представлений о сущности нравственных качеств, их необходимости и преимуществах овладения ими.
Иными словами, ребенок должен иметь желание овладеть тем или иным нравственным качеством, то есть у него должны возникнуть мотивы его приобретения. Появление мотива предполагает отношение к качеству, которым формируются социальные чувства.
То есть, механизм нравственного воспитания состоит из знаний и представлений, на которые наслаиваются мотивы, следом идут чувства и отношения, навыки и привычки, а заканчивается все определенным поведением и поступками. Все это формирует нравственное начало.
Главной особенностью механизма нравственного воспитания выступает отсутствие взаимозаменяемости, так как каждый из механизмов важен и не может исключаться или заменяться на другой.
В дошкольной педагогике принято выделять три категории задач нравственного воспитания:
- формирование нравственного поведения, то есть элементарных навыков организованного и дисциплинированного поведения, а также положительных взаимоотношений и самостоятельности;
- формирование нравственных чувств и отношений, т. е воспитание первых гуманных чувств: доброты, заботливости, внимательности, доброжелательности, а также качеств, требующихся в современном обществе (данная группа задач отличается подвижностью, она формируется на основании исторического этапа и конкретных условий жизни общества);
- формирование нравственного сознания включает формирование первых нравственных убеждений, которые должны превратиться в регуляторы действий и поступков человека.
Средства нравственного воспитания
Средства нравственного воспитания разбиты на несколько групп:
- художественные средства состоят из художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, диафильмов и пр. Данная группа важна в связи с тем, что она помогает эмоционально окрашивать познаваемые моральные явления. Дети живо и эмоционально воспринимают сказки, которые читают, стихи и рассказы, рассматривают иллюстрации к произведениям. Художественными средствами наиболее эффективно можно сформировать у детей моральные представления и чувства;
- природа – значимое средство воспитания чувств и поведения, так как она предоставляет возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться о ком-то, кто слабее, кому нужна помощь, защитить его;
- собственная деятельность детей: игровая, трудовая, учебная, художественная. Эти типы деятельности необходимы для воспитания практики нравственного поведения;
- общение - выполняет роль корректировщика представлений о морали и нравственности;
- атмосфера, в которой живет и растет ребенок: доброжелательная, насыщенная любовью, или напротив, жестокая и безнравственная. Обстановка, которая окружает ребенка, является незаменимым средством воспитания чувств, представлений и поведения.
Выбор средств воспитания основывается на ведущей задаче, возрасте детей, уровне их общего и интеллектуального развития, а также этапе развития нравственных качеств.
Методы нравственного воспитания
Методы нравственного воспитания разделяют на три группы:
- методы формирования нравственного поведения, состоящие из приучения, упражнений, руководства деятельностью;
- методы формирования нравственного сознания, состоящие их убеждения, разъяснения, внушения и беседы;
- методы стимулирования чувств и отношений, включающие поощрение и наказание.
Эффективность от применяемых методов можно ожидать только при соблюдении следующих условий:
- Любой метод или группа методов должны быть гуманны, не должны унижать ребенка или нарушать его права. Это касается детей любого возраста – от младенческого до совершеннолетия.
- Методы должны быть реальным, осуществимыми, требующими логического завершения.
- Методы не должны применяться однотипно и шаблонно, одинаково ко всем детям и во всех ситуациях. Если это условие не соблюдается, то метод убеждения может стать назиданием и перестанет приносить ожидаемых результатов.
- Методы воспитания должны применяться тактично. Дети не должны понимать и чувствовать, что их воспитывают. Наилучший эффект предоставляется опосредованным воздействием, а это большое искусство, которым педагоги овладевают только если умеют бережно относиться к детям.
- При подборе методов необходимо предвидеть ряд возможных результатов их влияния на конкретного ребенка. Если педагог не уверен в успехе или считает, что реакция будет слишком бурной – от выбранного метода необходимо отказаться.
- Применение методов нравственного воспитание предполагает большое терпение и терпимость. Работая с дошкольниками нельзя рассчитывать на то, что результат будет моментальным и постоянным. Необходимо с пониманием относиться к тому, что результат может быть достигнут не сразу и, возможно, не совсем в том объеме, который ожидал педагог. Например, при развитии правильной речи у детей с заиканием.
- В нравственном воспитании детей дошкольного возраста преобладают практические методы, которыми предполагается процесс обучения ребенка определенным способам действия. Например, такой метод может использовать пример поведения взрослого в качестве образца для подражания. Положительные поступки взрослого сами по себе не дают гарантий таких же поступков у детей. Важно грамотно организовывать наблюдение за поступками взрослых, так же как и практику поведения.
- Методы нравственного воспитания личности должны применяться не изолированно, а комплексно.