Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительный анализ методических рекомендаций Г. А. Каше 1971, 1978, 1985 гг.

Логопедическое воздействие

Определение 1

Логопедическая работа – это деятельность, направленная на развитие, коррекцию и профилактику нарушений речи у детей.

Деятельность логопеда в ДОУ предполагает:

  • развитие сенсорики ребенка;
  • развитие у ребенка мелкой моторики, а в основном, моторики речевого аппарата;
  • развитие познавательных процессов ребенка, таких как внимание, память, мышление;
  • формирование детской личности, которое сопровождается одновременным налаживанием и корректировкой отношений с его ближайшим окружением;
  • влияние на социальное окружение ребенка.

Методика логопедической работы направлена на ликвидацию или сглаживание проявлений речевых и психологических расстройств детей. При этом, главная задача данной работы – воспитать и обучить подрастающего человека.

Труды Г. А. Каше

Замечание 1

Каше Галина Амосовна – один из наиболее известных отечественных специалистов в сфере логопедической работы с детьми-дошкольниками.

Первый параметр, в соответствии с которым стоит проводить сравнение ее трудов – методические рекомендации и язык, которым они описаны. Если просмотреть труды автора разных лет, можно заметить, что из года в год в них менялось название категории детей. Так, в 1971 году было использовано понятие недоразвития, в 1978 – речь уже идет о нарушениях, а в 1985 – о недостатках.

Во втором издании более четко описаны особенности детей с речевыми нарушениями, по сравнению с первым и третьим изданием, то есть говорится, не просто об учете общего развития ребенка и его работоспособности, но и о том, какие звуки и в какие сроки должны быть скорректированы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, таких как:

  • строение и подвижность его артикуляционного аппарата;
  • степень развития слухового внимания и восприятия;
  • количество неправильно произносимых звуков;
  • уровень звукового анализа;
  • степень сформированности грамматического строя речи;
  • работоспособность.
«Сравнительный анализ методических рекомендаций Г. А. Каше 1971, 1978, 1985 гг.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

С годами расширяется содержание логопедической работы, становится более конкретным по отношению к каждому из аспектов нарушений речи. Это приводит к трансформации цели логопедической работы. Это теперь не просто необходимость скорректировать речевые недостатки детей, но и развить внимание и восприятие, подготовить к овладению грамотой, развить различные навыки осознанного зрительского и кинестетического контроля и самоконтроля.

Во втором и третьем изданию разработано и приводится четкое понедельное календарное планирование логопедической работы, а в первом издании оно приблизительное и рекомендательное. Например, 2-й и 3-й периоды длятся около 3-3,5 месяцев.

С годами в изданиях расширяется объем приводимого дидактического материала, который предлагается для занятий с детьми. В последней работе Каше Г.А. приведен наглядный и литературный, то есть так называемый «картинный и текстовый» материал к каждой букве, предлагается подробное тематическое планирование.

В первом издании приводятся методы и приемы по исправлению речи детей как общелогопедические, так и частные по отношению обследования, корректировки и постановки всех звуков по периодам. В издании от 1978 года эти приемы группируются в следующие основные категории:

  • формирование речи и подготовка к обучению грамоте (по периодам);
  • формирование грамматически правильной речи и развитие графических навыков.

В работе 1985 года данные приемы сгруппированы по следующим категориям:

  • общие методические указания;
  • формирование произношения;
  • обучение грамоте;
  • развитие словаря;
  • развитие связной речи – которое представляет сквозную тему во всех рубриках издания.

Основное отличие заключается в том, что в первом издании отсутствует образец речевой карты, и описана только последовательность действий, направленных на выявление речевых нарушений детей. Данная карта приведена в издании 1978 года вместе с необходимым объемом документации – планами, дневниками учета работы с детьми, индивидуальными тетрадями детей, тетрадями для вечерних занятий воспитателя, логопедическим отчетом, а также учебно-дидактическими материалами, списком необходимой специальной литературы. В третьем издании обследование охарактеризовано в той последовательности, в которой должна заполняться данная речевая карта ребенка.

Этапность пошаговой работы с детьми, имеющими нарушения речи, во втором и третьем изданиях описана совершенно одинаково, хотя во второй работе (1978 год), более удобно разделены цели, относящиеся к фронтальным, групповым и индивидуальным занятиям по разным рубрикам, тогда как в третьем издании цели и содержание логопедической работы тоже присутствуют, но сформулированы в общем тексте труда.

Иными словами, после проведения ретроспективного анализа пособий для логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, известного отечественного ученого педагога-дефектолога Каше Галины Амосовны, можно сделать вывод, что в них:

  • произошли усложнение и конкретизация описания этапов и приемов логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи;
  • появился большой объем вспомогательных материалов – примеров документации, литературы и оборудования;
  • возросли требования к конечному уровню грамотности и пр.

Рассматриваемые труды исследователя для современной логопедической науки также актуальны и востребованы, что находит подтверждение в дальнейших переизданиях этих работ – в 1989 и 2002 годах, а также в том, что книги, статьи и методические пособия Г.А. Каше в настоящее время выступают в качестве учебных пособий для студентов факультетов дефектологии педагогических университетов.

Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot