Логопедическое воздействие
Логопедическая работа – это деятельность, направленная на развитие, коррекцию и профилактику нарушений речи у детей.
Деятельность логопеда в ДОУ предполагает:
- развитие сенсорики ребенка;
- развитие у ребенка мелкой моторики, а в основном, моторики речевого аппарата;
- развитие познавательных процессов ребенка, таких как внимание, память, мышление;
- формирование детской личности, которое сопровождается одновременным налаживанием и корректировкой отношений с его ближайшим окружением;
- влияние на социальное окружение ребенка.
Методика логопедической работы направлена на ликвидацию или сглаживание проявлений речевых и психологических расстройств детей. При этом, главная задача данной работы – воспитать и обучить подрастающего человека.
Труды Г. А. Каше
Каше Галина Амосовна – один из наиболее известных отечественных специалистов в сфере логопедической работы с детьми-дошкольниками.
Первый параметр, в соответствии с которым стоит проводить сравнение ее трудов – методические рекомендации и язык, которым они описаны. Если просмотреть труды автора разных лет, можно заметить, что из года в год в них менялось название категории детей. Так, в 1971 году было использовано понятие недоразвития, в 1978 – речь уже идет о нарушениях, а в 1985 – о недостатках.
Во втором издании более четко описаны особенности детей с речевыми нарушениями, по сравнению с первым и третьим изданием, то есть говорится, не просто об учете общего развития ребенка и его работоспособности, но и о том, какие звуки и в какие сроки должны быть скорректированы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, таких как:
- строение и подвижность его артикуляционного аппарата;
- степень развития слухового внимания и восприятия;
- количество неправильно произносимых звуков;
- уровень звукового анализа;
- степень сформированности грамматического строя речи;
- работоспособность.
С годами расширяется содержание логопедической работы, становится более конкретным по отношению к каждому из аспектов нарушений речи. Это приводит к трансформации цели логопедической работы. Это теперь не просто необходимость скорректировать речевые недостатки детей, но и развить внимание и восприятие, подготовить к овладению грамотой, развить различные навыки осознанного зрительского и кинестетического контроля и самоконтроля.
Во втором и третьем изданию разработано и приводится четкое понедельное календарное планирование логопедической работы, а в первом издании оно приблизительное и рекомендательное. Например, 2-й и 3-й периоды длятся около 3-3,5 месяцев.
С годами в изданиях расширяется объем приводимого дидактического материала, который предлагается для занятий с детьми. В последней работе Каше Г.А. приведен наглядный и литературный, то есть так называемый «картинный и текстовый» материал к каждой букве, предлагается подробное тематическое планирование.
В первом издании приводятся методы и приемы по исправлению речи детей как общелогопедические, так и частные по отношению обследования, корректировки и постановки всех звуков по периодам. В издании от 1978 года эти приемы группируются в следующие основные категории:
- формирование речи и подготовка к обучению грамоте (по периодам);
- формирование грамматически правильной речи и развитие графических навыков.
В работе 1985 года данные приемы сгруппированы по следующим категориям:
- общие методические указания;
- формирование произношения;
- обучение грамоте;
- развитие словаря;
- развитие связной речи – которое представляет сквозную тему во всех рубриках издания.
Основное отличие заключается в том, что в первом издании отсутствует образец речевой карты, и описана только последовательность действий, направленных на выявление речевых нарушений детей. Данная карта приведена в издании 1978 года вместе с необходимым объемом документации – планами, дневниками учета работы с детьми, индивидуальными тетрадями детей, тетрадями для вечерних занятий воспитателя, логопедическим отчетом, а также учебно-дидактическими материалами, списком необходимой специальной литературы. В третьем издании обследование охарактеризовано в той последовательности, в которой должна заполняться данная речевая карта ребенка.
Этапность пошаговой работы с детьми, имеющими нарушения речи, во втором и третьем изданиях описана совершенно одинаково, хотя во второй работе (1978 год), более удобно разделены цели, относящиеся к фронтальным, групповым и индивидуальным занятиям по разным рубрикам, тогда как в третьем издании цели и содержание логопедической работы тоже присутствуют, но сформулированы в общем тексте труда.
Иными словами, после проведения ретроспективного анализа пособий для логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, известного отечественного ученого педагога-дефектолога Каше Галины Амосовны, можно сделать вывод, что в них:
- произошли усложнение и конкретизация описания этапов и приемов логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи;
- появился большой объем вспомогательных материалов – примеров документации, литературы и оборудования;
- возросли требования к конечному уровню грамотности и пр.
Рассматриваемые труды исследователя для современной логопедической науки также актуальны и востребованы, что находит подтверждение в дальнейших переизданиях этих работ – в 1989 и 2002 годах, а также в том, что книги, статьи и методические пособия Г.А. Каше в настоящее время выступают в качестве учебных пособий для студентов факультетов дефектологии педагогических университетов.