Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях

Система сопровождения приемных семей

Определение 1

Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях – это процесс оказания ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, помощи в его подготовке к проживанию с новыми родителями, устройство в семью, его адаптация к новому месту жительства и новым условиям, оказание психологической помощи и поддержки в новых обстоятельствах, в которые попал ребенок и его приемные родители.

Система социально-педагогического сопровождения имеет сложное устройство. Она включает в свой состав различные органы и структуры, специалистов: педагогов, психологов, психиатров, социальных работников, а также нормативную базу, регулирующую процессы сопровождения и оказание разнородной помощи детям.

Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях реализуется по следующим направлениям:

  1. Планирование этапов развития ребенка в приемной семье. Происходит составление детального стратегического плана устройства ребенка в семью, его адаптации в ней и реабилитации в новых условиях.
  2. Составление тактических планов развития ребенка. Планирование предполагает определение последовательности действий на текущем этапе развития ребенка в новой семье.
  3. Анализ и контроль развития ребенка. Выделяются подконтрольные временные периоды, необходимые для анализа жизнедеятельности ребенка в новых условиях, его физического, морального, психического состояния.
  4. Проведение различных консилиумов, включающих психологов, психиатров, медицинских работников, социальных работников и педагогов. Они нацелены на принятие решения по конкретному вопросу или проблеме.
  5. Составление выписок из итоговой документации проведенного анализа проживания ребенка в замещающей семье и решения, принятого консилиумом, включающее рекомендации организации проживания и развития ребенка в замещающей семье.
  6. Оказание замещающим семьям помощи в устройстве приемных детей в дошкольные заведения образования и школы.
  7. Посещение семей, где проживает ребенок, осмотр условий и семейного микроклимата, а также посещение ДОУ и школ в тех же целях.
  8. Проведение различных консультаций, бесед, применение игровых методов построения диалога с ребенком и его замещающими родителями.
  9. Тщательный контроль за прохождением адаптации ребенка в замещающей семье, профилактика развития отрицательных тенденций во взаимодействии детей и родителей.
  10. Проведение методического сопровождения замещающих семей.
«Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система сопровождения детей в замещающих семьях ориентирована на устойчивое закрепление ребенка в новых условиях, ощущение им себя в надежном месте, положительные тенденции развития ребенка, их анализ в динамике. Предполагается, что ребенок должен чувствовать себя комфортно, его эмоциональное, психическое, физическое состояние должно улучшаться.

Кроме того, сопровождение детей в замещающих семьях стремится создать условия, в которых будут удовлетворены обе стороны: ребенок и замещающая семья. Риск возврата детей, из-за сложностей в адаптации сводится к минимуму, благодаря социально-педагогическому сопровождению.

Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадии сопровождения развития детей в замещающих семьях

Работа социального педагога по сопровождению детей в замещающих семьях проводится в несколько стадий.

Этап первый. Предварительная подготовка. Она ориентирована на рассмотрение всех нюансов устройства ребенка в замещающую семью. Специалист знакомится с личным делом воспитанника, изучая причины его положения, историю рождения, текущее эмоциональное, психическое и физическое развитие, общее самочувствие и состояние здоровья. Далее он знакомится с вариантами замещающих семей, личными делами будущих родителей, являющихся возможными кандидатами на усыновление. Затем происходит знакомство с семьями и ребенком. Осуществляется установление контактов между ребенком и будущей замещающей семьей, проводятся консультации и беседы. Специалист по сопровождению должен установить доверительные отношения с ребенком и замещающей семьей, чтобы в последствии каждая из сторон могла обратиться к нему за помощью, в случае возникновения проблем и затруднений.

Этап второй. Составление плана работы с замещающей семьей. Проведя предварительную подготовку, специалист по сопровождению собирает данные, полученные в ходе консультаций и бесед, а также личного дела ребенка и составляет индивидуальный план по развитию ребенка и текущий план сопровождения замещающей семьи и развития в ней ребенка. Индивидуальный план включает основные параметры развития ребенка по различным направлениям: эмоциональному, чувственному, психологическому, социальному, образовательному, воспитательному. Он проверяется и корректируется ежеквартально. При составлении текущего плана сопровождения семьи, специалист ориентируется на индивидуальные особенности каждой семьи. В плане указываются дни посещения семьи специалистом по сопровождению, проведение бесед, консультаций с различными специалистами, отмечаются временные периоды, по истечению которых будет проведен мониторинг развития ребенка и планируются его желательные результаты.

Этап третий. Определение ребенка в замещающую семью. На этой стадии, специалист по сопровождению проводит беседу с родителями, знакомя их с планами работы, совершает первые визиты в семью, знакомится с иными членами этой семьи, если они имеются, оценивает комфортность условий проживания ребенка. На каждого ребенка, устроенного в замещающую семью заводится личное дело и ведется социальным педагогом, оказывающим сопровождение семье.

Этап четвертый. Оказание профессионального сопровождения. На этой стадии, проводится непосредственное сопровождение. Оно включает посещение семьи, проведение консультаций по составленному графику. В первые месяцы попадания ребенка в семью посещение проводится каждую неделю, затем оно сокращается до одного раза в месяц, потом в квартал и полугодие. Если ребенок прижился в семье, риск возврата отсутствует, то после двух лет проживания посещение сводится к одному разу в год.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot