Понятие и значение сравнительной специальной педагогики
Сравнительная специальная педагогика – это самостоятельная сфера научного знания, имеющая собственный предмет, цели и задачи, методы изучения и проблемное поле.
Сравнительная педагогика изучает и анализирует в сопоставительном плане основные тенденции, состояние и закономерности формирования и развития системы образования в разных странах и регионах, показывает соотношение общих тенденций, региональной или национальной специфики, определяет позитивные и негативные факторы международного педагогического опыта, способы и формы взаимообогащения национальных культур.
Значение сравнительной специальной педагогики состоит в том, что она:
- отображает состояние всего многослойного и многополярного мирового образовательного пространства;
- регулирует и анализирует процессы, происходящие в образовательных системах имра;
- способствует развитию взаимопонимания между педагогами и исследователями разных стран, между народами;
- способствует совершенствованию методов и форм международного сотрудничества в системе образования;
- помогает систематизировать и классифицировать интернациональные и национальные культурно-образовательные тенденции;
- помогает отслеживанию и анализу важных и нужных инновационных образовательных проектов, изучает необходимость и возможность их внедрения в своей стране;
- помогает выработать рекомендации касательно оптимизации в сфере образовательной и социокультурной политики.
Задачи сравнительной специальной педагогики
Сравнительная специальная педагогика является подсистемой общей системы образования, выступает ее неотъемлемой частью. Сравнительная специальная педагогика направлена на изучение и решение ряда специфических задач, которые относятся к феномену специального образования.
Сравнительная специальная педагогика изучает тенденции развития и состояние сферы специального образования в международном, ретроспективном и межкультурном аспектах, ее цели, структуру, функции, содержание, результаты деятельности, а также эффективность социально-политических и экономических условий, созданных в разных странах для специального образования.
Сравнительная специальная педагогика сравнивает теоретические и методологические основы специального образования, его практику, изучает частные вопросы воспитания, обучения, коррекционно-педагогической помощи лицам с ограниченными способностями в различных регионах и странах мира.
Основные задачи специальной педагогики:
- поиск возможностей и путей нормализации и улучшения образовательной и жизненной ситуации лица с ограниченными возможностями;
- улучшение качества жизни лица с ограниченными возможностями средствами специального образования, интеграция его в общество;
- выявление отношения к феномену ограничения социального участия лиц с особыми потребностями, существующему в разных по уровню социального, политического и экономического, культурного развития регионах и странах;
- критическое осмысление настоящего положения дел в сравнительной специальной педагогике;
- разработка интернационально значимых решений вопросов специального образования.
Методологические подходы в специальной педагогике
Сравнительная специальная педагогика включает в себя весь передовой опыт специального образования разных стран, который позволяет другим странам миновать периоды и стадии самостоятельного получения и накапливания определенного педагогического опыта в образовании лиц с ограниченными способностями, и сразу перейти к его внедрению и апробации. Иногда специальная педагогика помогает избежать неверных управленческих решений и ошибок на основе уже имеющегося приобретенного негативного опыта.
Сравнительная специальная педагогика, являясь частью сравнительной педагогики, использует ее методологические подходы.
Основные методологические подходы:
- Феноменологический подход. Изучается и описывается феномен в области специального образования, описание системы специального образования в определенной стране, описание содержания и организации деятельности различных форм организации, педагогических систем, методов и др. без сопоставления с ранее известными. Данный подход характерен для начального этапа развития специальной педагогики.
- Исторический подход. Предполагает рассмотрение исторического развития различных феноменов сравнительного специального образования, что помогает понять многие современные особенности.
- Аналитико-эмпирический подход. Предусматривает исследование и анализ количественных и статистических данных о специальном образовании в разных странах (количество обучающихся по возрастам, категориям отклонений в развитии; число учащихся, которые находятся в сфере внимания одного педагога; количество образовательных учреждений, предназначенных для учащихся с особыми образовательными потребностями и др.). Использование подхода основано на применении современных компьютерных технологий и математических методов.
- Целостный системно-синтетический подход. Предусматривает комбинацию методов и подходов функционального анализа, аналитико-эмпирического изучения, исторической трактовки, системной социокультурной интерпретации тенденций развития. Данный подход выходит на сравнительный анализ системы специального образования с учетом социокультурной, национально-государственной, исторической обусловленности. 1. Имплицитный подход. Исследование, анализ и оценка феноменов сравнительного специального образования проводятся на основе и с позиций национальных, культурных, образовательных особенностей, научных подходов конкретной страны.
- Вненациональный подход. Изучение сферы специального образования проводится интернациональным научным коллективом на основе вненациональной концепции с применением разработанных методологий и отобранных методов. Исследования более свободны от имплицитности и национального субъективизма.
- Проблемный подход. Предусматривает выбор какой-либо актуальной проблемы, ее исследование на основе материала, предоставленного разными странами.