Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительная специальная педагогика

Понятие и значение сравнительной специальной педагогики

Сравнительная специальная педагогика – это самостоятельная сфера научного знания, имеющая собственный предмет, цели и задачи, методы изучения и проблемное поле.

Замечание 1

Сравнительная педагогика изучает и анализирует в сопоставительном плане основные тенденции, состояние и закономерности формирования и развития системы образования в разных странах и регионах, показывает соотношение общих тенденций, региональной или национальной специфики, определяет позитивные и негативные факторы международного педагогического опыта, способы и формы взаимообогащения национальных культур.

Значение сравнительной специальной педагогики состоит в том, что она:

  • отображает состояние всего многослойного и многополярного мирового образовательного пространства;
  • регулирует и анализирует процессы, происходящие в образовательных системах имра;
  • способствует развитию взаимопонимания между педагогами и исследователями разных стран, между народами;
  • способствует совершенствованию методов и форм международного сотрудничества в системе образования;
  • помогает систематизировать и классифицировать интернациональные и национальные культурно-образовательные тенденции;
  • помогает отслеживанию и анализу важных и нужных инновационных образовательных проектов, изучает необходимость и возможность их внедрения в своей стране;
  • помогает выработать рекомендации касательно оптимизации в сфере образовательной и социокультурной политики.

Задачи сравнительной специальной педагогики

Сравнительная специальная педагогика является подсистемой общей системы образования, выступает ее неотъемлемой частью. Сравнительная специальная педагогика направлена на изучение и решение ряда специфических задач, которые относятся к феномену специального образования.

«Сравнительная специальная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сравнительная специальная педагогика изучает тенденции развития и состояние сферы специального образования в международном, ретроспективном и межкультурном аспектах, ее цели, структуру, функции, содержание, результаты деятельности, а также эффективность социально-политических и экономических условий, созданных в разных странах для специального образования.

Замечание 2

Сравнительная специальная педагогика сравнивает теоретические и методологические основы специального образования, его практику, изучает частные вопросы воспитания, обучения, коррекционно-педагогической помощи лицам с ограниченными способностями в различных регионах и странах мира.

Основные задачи специальной педагогики:

  • поиск возможностей и путей нормализации и улучшения образовательной и жизненной ситуации лица с ограниченными возможностями;
  • улучшение качества жизни лица с ограниченными возможностями средствами специального образования, интеграция его в общество;
  • выявление отношения к феномену ограничения социального участия лиц с особыми потребностями, существующему в разных по уровню социального, политического и экономического, культурного развития регионах и странах;
  • критическое осмысление настоящего положения дел в сравнительной специальной педагогике;
  • разработка интернационально значимых решений вопросов специального образования.

Методологические подходы в специальной педагогике

Сравнительная специальная педагогика включает в себя весь передовой опыт специального образования разных стран, который позволяет другим странам миновать периоды и стадии самостоятельного получения и накапливания определенного педагогического опыта в образовании лиц с ограниченными способностями, и сразу перейти к его внедрению и апробации. Иногда специальная педагогика помогает избежать неверных управленческих решений и ошибок на основе уже имеющегося приобретенного негативного опыта.

Сравнительная специальная педагогика, являясь частью сравнительной педагогики, использует ее методологические подходы.

Основные методологические подходы:

  1. Феноменологический подход. Изучается и описывается феномен в области специального образования, описание системы специального образования в определенной стране, описание содержания и организации деятельности различных форм организации, педагогических систем, методов и др. без сопоставления с ранее известными. Данный подход характерен для начального этапа развития специальной педагогики.
  2. Исторический подход. Предполагает рассмотрение исторического развития различных феноменов сравнительного специального образования, что помогает понять многие современные особенности.
  3. Аналитико-эмпирический подход. Предусматривает исследование и анализ количественных и статистических данных о специальном образовании в разных странах (количество обучающихся по возрастам, категориям отклонений в развитии; число учащихся, которые находятся в сфере внимания одного педагога; количество образовательных учреждений, предназначенных для учащихся с особыми образовательными потребностями и др.). Использование подхода основано на применении современных компьютерных технологий и математических методов.
  4. Целостный системно-синтетический подход. Предусматривает комбинацию методов и подходов функционального анализа, аналитико-эмпирического изучения, исторической трактовки, системной социокультурной интерпретации тенденций развития. Данный подход выходит на сравнительный анализ системы специального образования с учетом социокультурной, национально-государственной, исторической обусловленности. 1. Имплицитный подход. Исследование, анализ и оценка феноменов сравнительного специального образования проводятся на основе и с позиций национальных, культурных, образовательных особенностей, научных подходов конкретной страны.
  5. Вненациональный подход. Изучение сферы специального образования проводится интернациональным научным коллективом на основе вненациональной концепции с применением разработанных методологий и отобранных методов. Исследования более свободны от имплицитности и национального субъективизма.
  6. Проблемный подход. Предусматривает выбор какой-либо актуальной проблемы, ее исследование на основе материала, предоставленного разными странами.
Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot