Цели сравнительной педагогики
Основная цель сравнительной педагогики – поиск образцов для практического заимствования международного опыта образования.
Дж. Бередей указывает, что главная цель сравнительного образования - его применение на практике. К. Оливер отмечает, что сравнительная педагогика учитывает все практические аспекты, стремясь при этом к полному пониманию процессов и явлений в области образования, но часто оставляет в стороне различия конкретных условий общества, а также не учитывает различия, которые вытекают из конкретных условий того или иного общества.
Г. Ноа, американский компаративист, указывает, что целью сравнительной педагогики является выявление основных тенденций в развитии систем образования в разных странах для того, чтобы понять исторические процессы становления системы образования, определить свое место среди современных процессов, четко и конкретно спрогнозировать, смоделировать данные процессы в будущем.
Практическая цель сравнительной педагогики в Германии сводится к: исследованию разных процессов, реализующихся в сфере образования и социального развития за рубежом; приобретению практически нужных знаний как базы для последующего осмысления; выявлению различных сторон педагогических и социальных процессов, как предпосылок для проведения экспериментальной и исследовательской работы в интересах развития отечественной педагогики.
Цель сравнительной педагогики – всесторонний, объективный, сопоставительный, критический анализ системы образования, поиск эффективных путей исследования и корректирования педагогических процессов, происходящих в образовании и мировой педагогике.
Сравнительная педагогика объединяет разные педагогические поиски, интерпретация достоинств и недостатков в области обучения и воспитания, реализует посредническую функцию, минуя расхождения между обоснованными установками развития системы образования и реального положения политики и практики образования.
Исследуются и выявляются главные тенденции развития теоретико-практических аспектов образования, предоставляются характеристики педагогических идей, особенных и общих черт образования в разных странах и регионах, формулируются прогностические, универсальные идеи развития (вариативного и инвариантного) развития образования и педагогики.
Классификация задач сравнительной педагогики
Все задачи сравнительной педагогики подразделяют на две большие группы (Б. Холмс):
- Академические задачи. Выявление взаимосвязей между образованием и обществом.
- Прикладные задачи. Описание процессов и результатов разных систем образования. Научное обоснование деятельности образовательных учреждений, практики обучения и воспитания. Определение обобщений на материалах образования в разных странах.
Различия данных групп обосновано с одной стороны тем, в какой мере компаративисты в качестве теоретиков подходят к предвидению и прогнозированию политики в системе образования, обосновывают последствия такой политики, с другой стороны, как практики разрабатывают данную политику, предоставляя власти информацию о результатах и последствиях реализации определенной стратегии. Нельзя ограничивать задачи сравнительной педагогики только исследованием, анализом и сравнением проблем образования. Необходимо изучать процессы планирования всей образовательной политики, а также стратегий реформирования образования.
Постановка задач сравнительной педагогике соответствует тенденциям более полного осознания фундаментального характера развития системы образования, помогает внести определенный вклад в теоретическое обоснование реформ в образовании с учетом собранных данных, оценки и анализа проблем, имеющихся перед правительствами разных стран.
Задачи сравнительной педагогики на современном этапе
На современном этапе задачи сравнительной педагогики наполнены конкретным содержанием.
Задачи сравнительной педагогики:
- поиск наиболее эффективных путей образовательной подготовки к деятельности на интегрированных рынках труда;
- анализ состояний и перспектив развития системы непрерывного образования;
- проведение диверсификации образовательных программ при усилении специализированного и профессионального обучения, сокращении объема универсального образования;
- исследование международного опыта народного образования;
- педагогическая оценка и сравнение опыта обучения в разных странах;
- разработка вариантного и инвариантного в системах образования;
- определение условий и возможностей переноса элементов международного опыта в отечественную систему образования;
- разработка научно обоснованных критериев оценки и анализа эффективности и качества образования;
- отработка методов по интеграции отечественной системы образования в мировую систему образования;
- участие в исследованиях проблем сравнительной педагогики международного масштаба.
Среди задач сравнительной педагогики выделяют: системное описание новых и малоизвестных аспектов, отражающих реальное развитие образовательных систем в других странах; разработка обоснованных критериев оценки эффективности и качества образования в разных странах; анализ и систематизация количественных данных о развитии образования; выявление приоритетных направлений политики образования; сопоставление уровня развития образования в разных странах.
Основной методологический вопрос: в каких формах и в какой мере целесообразно и возможно применять достижения зарубежного образования.
В России к специфическим задачам сравнительной педагогики на современном этапе относятся: изучение педагогики и системы образования в других странах (имеющих схожие черты либо контрастирующих с педагогикой в РФ); исследование зарубежных и российских инноваций в теории и практике педагогики; изучение педагогических идей и практики образования в разных обществах; определение путей вхождения в международное образовательное пространство.