Причины различия советской и западной систем образования
Спор, касающийся эффективности различных образовательных систем не закончен и на современном этапе развития человеческой цивилизации. Причины этого самые разные:
- экономические – в связи с развитием экономики спрос на определенные образовательные услуги может существенно варьировать;
- демографические – резкий прирост населения в ХХ веке вызвал быстрое нарастание проблем безработицы, экологии и нехватки продуктов питания;
- социальные – глобализация мировой экономической системы вызвала не только столкновение, но и взаимопроникновение разных цивилизаций;
- правовые – тенденция к миграции трудовых ресурсов, в первую очередь, работников науки и высококвалифицированных специалистов выявили различия в правовой базе разных стран, что создало препятствия для успешной реализации мигрантами собственных трудовых и когнитивных способностей.
Сравнение советской и западной систем образования
Начать сравнение систем образования СССР и Запада стоит с цели их формирования и функционирования, это первый критерий стравнения. Западная система работает в условиях рыночной экономики, а советская сформировалась в условиях административно-командной экономики. Основываясь на этом, выделяют основного потребителя образовательных услуг. На Западе – это коммерческий сектор, в СССР – полностью государство.
Отечественная образовательная система формировалась преимущественно в советский период, отвечая потребностям государства, в первую очередь в сфере военно-технических разработок. При этом западная образовательная система никогда не имела цели предоставить услуги образования всем желающим. Из-за этого у населения западных стран сформировалась отчетливая стратификация населения во соответствии с уровнем образования: богатые могут получить более качественное образование и в последствии высокооплачиваемую работу, а бедные практически лишены этой возможности.
Второй критерий сравнения образовательных систем – сроки обучения. При этом необходимо рассматривать среднее и высшее образование в качестве единого процесса обучения, результат которого обеспечивает подготовку соответствующих трудовых ресурсов.
Западная система состоит из системы: школа 12 лет, далее бакалавриат 4 года и магистратура 2 года, то есть учатся 18 лет и каждая ступень обучения имеет ряд своих особенностей.
В Советском Союзе образование состояло из десятилетней общеобразовательной школы и 5 лет обучения в вузе на специалитете. Иными словами, через 15 лет молодой человек получал соответствующий диплом и мог приступать к работе по выбранной специальности.
Третий критерий – степень государственного финансирования и плата за обучения. Образовательная система Запада изначально формировалась частными предпринимателями, в связи с чем, была ориентирована на самоокупаемость. Но и доля государства как основного инвестора постоянно возрастала. Доля частных вузов в России незначительна, а в СССР они вообще отсутствовали, и доля частного финансирования в общем объеме расходов на науку и образование невелика.
Четвертый критерий сравнения – характер специализаций, в соответствии с которыми готовят студентов в разных образовательных системах. В этой сфере есть и общие черты, и различия. Есть специальности, несущие универсальный характер – философия, педиатрия и пр., по которым и западная и советская система осуществляет подготовку по схожим программам, базируясь на специфической информационной базе и трудах ученых-исследователей.
При этом западная система образования ориентируется на прикладной характер подготовки специалистов, так как вузы нацелены на запрос работодателя, которые части учреждают и спонсируют университеты. В советской системе заказчик – государство, в связи с этим перечень специальностей соответствует потребностям по подготовке выпускников, соответствующих экономической политике, развитию различных отраслей, особенно военно-промышленного комплекса.
Пятый критерий – различие учебных планов. На Западе при распределении часов, приоритет отдают семинарским и практическим занятиям. В связи с этим у выпускников западных вузов отсутствует пропасть между знаниями и умением их применять, которая характерна советской системе.
Отдельное внимание уделяют расписанию предметов. В учебном плане отечественных вузов студентам необходимо строго изучать дисциплины, в западных же планах можно менять порядок и сам список предметов.
Преимущество профессорско-преподавательского состава западных вузов – то, что многие из них практики, которые работают по специальности в крупных компаниях, а в университетах - по совместительству.
В советской системе учебные планы ориентированы на освоение теоретического материала и жестко структурированы во времени и порядку преподавания дисциплин. Занятия в аудитории оторваны от практики на производствах, особенно в гуманитарных специальностях.
Шестой критерий – иерархия ученых степеней и требований к диссертациям. В западной системе ступени образования выстроены следующим образом:
- среднее образование;
- степень ассоциата;
- бакалавр;
- магистр;
- доктор философии в определенной сфере наук.
В советской системе пирамида образования формируется из следующих уровней:
- среднее или среднее специальное образование;
- специалист, то есть выпускник вуза;
- кандидат наук;
- доктор наук.
Седьмой критерий сравнения – востребованность вузов среди потенциальных абитуриентов, а также потребителей научных услуг. Показатель такой востребованности – рейтинги вузов, разрабатываемые несколькими аналитическими центрами. Полный список состоит из 800 вузов, а лучший российский вуз – МГУ им. Ломоносова М.В. – занимает лишь 161 место. Это объясняется слабой вовлеченностью российского научного сообщества в мировую научную деятельность.
Восьмой критерий – публикация в научных изданиях. Общий признак обеих систем в данном случае то, что опубликоваться в престижных изданиях для ученого очень сложно. Но такая публикация положительно сказывается во время защиты диссертации, так как является показателем одобрения научным сообществом выводов, которые сделал рассматриваемый автор. Недостаток этой системы в СССР – жесткая цензура и идеологический пресс, что иногда делало невозможной публикацию результатов исследования в некоторых областях знаний.
При разумном сочетании элементов обеих образовательных систем, наличии их даже в рамках одной страны будет стимулировать повышение эффективности образования, чтобы формировать гармонично развитую личность.