Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение – это совокупность таких действий как организация проблемной ситуации, формулировка проблем, оказание учащимся необходимой помощи в процессе решения проблем, проверка принятых решений, а также руководство систематизацией и закреплением приобретаемых знаний.
Проблемное обучение представляет собой один из видов развивающего обучения, содержащий комплекс проблемных задач разного уровня сложности, при решении которых ученики овладевают рядом новых знаний и способов действий, посредством чего формируются творческие способности: продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация, интеллектуальные эмоции.
Теоретические положения, суть проблемного обучения и его структура связаны с такой дидактической категорией, как метод обучения.
Метод – это одно из средств реализации теории обучения в повседневной практике, один из основных инструментов в технологии процесса обучения.
Дидактика включает ряд принципов организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения:
- организация основной части учебного материала от общего к частному, от принципов – к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки;
- начало обучения с актуализации посредством создания проблемной ситуации через введение новой информации;
- введение новых понятий и принципов посредством деятельности учеников по решению учебных проблем, а также посредством объяснения их сущности;
- усвоение понятий и способов умственной деятельности через применение соответствующих им знаковых систем и образов посредством анализа информации, решения учебных проблем и классификации конкретных объектов;
- формирование у учеников системы приемов и способов умственной деятельности, направляемых на различные типы проблемных ситуаций;
- обеспечение учащегося текущей информацией, касающейся результатов его собственной деятельности, необходимой для оценки и самооценки;
- предоставление учащемуся необходимых источников информации и управление ходом ее анализа, систематизирования и обобщения.
Проблемная ситуация как основное звено проблемного обучения
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, посредством которого пробуждается мысль и познавательная потребность, активизируется мышление, создается ряд условий, необходимых, чтобы сформировать правильные обобщения.
Создание проблемной ситуации, определяющей начальный момент мышления – необходимое условие организации процесса обучения, которые помогает развивать подлинное продуктивное мышление детей и их творческие способности.
Для создания проблемное ситуации в обучении необходимо ставить детей перед необходимостью выполнять задание, при котором знания, которые должны быть усвоены, встают на место неизвестного.
Например, младшие школьники, которые еще не знают, что сумма внутренних углов треугольника равна 180, но уже умеют строить на чертеже углы заданной величины, получают задание построить треугольник с углами определенного размера. Сначала учитель может подбирать такие значения, которые в сумме будут давать 180 и это не вызывает затруднений у учеников. Но когда учитель специально предлагает размеры углов, сумма которых больше или меньше 180*, ученики не могут построить треугольник. Это и создает проблемную ситуацию.
Таким образом, проблемная ситуация создает ряд необходимых начальных условий для мышления, так как она побуждает к решению возникающих противоречий, то есть в первую очередь, к осмыслению причин начавшихся неудач при осуществлении того или иного вида деятельности.
Самой сильной мотивацией мышления выступает именно проблемная ситуация. В результате человек получает желание или мотив узнать, выяснить, понять действительные причины трудностей, с которыми он столкнулся. Сам факт встречи трудности и невозможности выполнять предложенное задание посредством имеющихся знаний и способов действий порождает потребность нового знания. Эта потребность – основное условие возникновения проблемной ситуации, один из основных ее компонентов.
Встречаясь с трудностью ученик может и не почувствовать познавательной потребности, если задание, которое должно обнаружить у детей затруднение, дано без учета их возможностей. В связи с этим как еще один компонент проблемной ситуации выделяют возможность ученика анализировать условия поставленного задания и усваивать новое знание. В связи с этим как еще один компонент проблемной ситуации принято выделять возможности учеников по анализу условия поставленного задания и усвоения нового знания. Степень трудности задания должна быть такой, чтобы используя наличные знания и способы действий ученики не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно, чтобы самостоятельно анализировать содержание и условия выполнения задания. Только такое задание может помочь создать проблемную ситуацию.
Именно проблемная ситуация позволяет создавать логику объяснения нового материала, отражающую логику соответствующей науки, дидактически преломленную относительно уровня мышления учеников определенного возраста.
Правильная логика объяснения нового материала, которая отражает логику науку, способствуя переходу одной ситуации в другую естественным путем, на основании взаимосвязи и взаимообусловленности вещей и явлений. Процесс мышления начинается анализом проблемной ситуации. Это помогает выделить конкретные направления организации проблемного обучения в школе. Проблемную ситуацию необходимо создавать, учитывая реальные, значимые для учеников противоречия. Только в таком случае она будет выступать в качестве мощного источника мотивации познавательной деятельности школьников, активируя их мышление и направляя на поиск неизвестного.