Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Способы анализа педагогической деятельности

Определение 1

Анализ – это один из наиболее эффективных методов исследования, направленный на выявление взаимодействия элементов и закономерностей организации педагогического процесса.

Понятие педагогического анализа

Под анализом, в общем смысле, понимают разложение целого на отдельные части. Анализ находится в тесной взаимосвязи с синтезом, так как он, по сути, является его обратным действием.

Определение 2

Педагогический анализ – это процесс исследования, который основан на теории и методике изучения педагогического процесса, его элементов, особенностей функционирования, а также имеющихся проблем и путей их решения.

Анализ в педагогике – это исследование, направленное на выявление особенностей влияние внешней среды на успешность реализуемой педагогом деятельности.

Именно факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность педагога и являются объектом педагогического анализа.

К факторам внешней среды относят:

  1. Организация и реализация конкретного педагогического процесса.
  2. Разнообразные педагогические ситуации.
  3. Особенности коллектива (учащихся, педагогов, воспитанников).
  4. Индивидуальные особенности воспитанников (учащихся).
  5. Результативность педагогического процесса.

В зависимости от того, к какой ситуации применяется анализ, он имеет отличительные особенности. Однако вне зависимости от особенностей, алгоритм его проведения остается неизменным, допускается лишь необходимая адаптация под конкретную ситуацию.

Замечание 1

Таким образом, анализ в педагогике – это комплекс определенных правил и приемов, реализация которых осуществляется по конкретному алгоритму.

«Способы анализа педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика основных способов анализа педагогической деятельности

Способы анализа педагогической деятельности включают в себя следующие приемы и правила:

  1. Теоретико-методологический подход к определению предмета исследования и планированию анализа педагогической деятельности. Подразумевает четкую формулировку предмета исследования, так как только в этом случае будет понятно, что и как нужно искать и изучать. Оптимальным педагогическим анализом будет тот, в основе которого заложены теория и методология педагогики. Именно они задают нужное направление исследованию, а также содержание его инструментария.
  2. Нахождение взаимосвязи между поставленной целью исследования, педагогическими сложностями и проблемами, которые встали на пути исследователя. Определение этой взаимосвязи вызывает трудности у большинства исследователей. Только четкое ее установление поможет исследователю подобрать действительно эффективные методы и средства педагогического анализа, способные обеспечить ожидаемый результат.
  3. Формулировка гипотезы исследуемой проблемы и пути ее разрешения. Гипотеза необходима для того, чтобы понять, в чем заключаются педагогические причины исследуемой проблемы, чем было вызваны данные педагогические затруднения и на что следует опираться чтобы их решить. Первоначально формулируется гипотеза-предположение, которая основана на обобщенных аспектах. В дальнейшем в процессе творческого поиска, сбора дополнительной информации, гипотеза уточняется и формулируется уже рабочая гипотеза. По итогам исследования гипотеза может найти свое подтверждение, либо опровергнута.
  4. Четкое и структурированное планирование анализа педагогической деятельности. На основании установленной гипотезы, являющейся базисом всего исследования, составляется его план. План представляет собой комплекс элементов системно-структурированного анализа. Так как педагогический процесс носит творческий характер, то в процессе осуществляемого анализа возможны отступления от первоначального плана, включение дополнительных методов и средств.
  5. Соблюдение правил анализа макроструктуры педагогической деятельности. Каждый элемент педагогической деятельности исследуется в отдельности, полученные в ходе анализа выводы суммируется, и тем самым получается общий вывод о ходе педагогической деятельности. Важно анализировать элементы опосредовано и непосредственно, учесть влияние внешних факторов.
  6. Педагогическая проработка деталей педагогической деятельности. Разделение педагогической деятельности на составные элементы, позволяет осуществить исследование максимально глубоко, сделать более подробный анализ. Прежде, чем анализировать выделенные элементы, их необходимо систематизировать с позиции их включенности в педагогический процесс.
  7. Содержательно-функциональный анализ – это продолжение системно-структурного анализа, направлен на углубление исследование и осуществление тщательной оценки каждого элемента педагогического процесса.
  8. Педагогическая идентификация – каждый из выделенных элементов педагогической деятельности, обозначают конкретными научными категориями, с целью установления их связи с определенными теоретическими положениями.
  9. Сбор, анализ и оценка фактов – каждый факт, необходимо подвергнуть тщательному анализу, установить его достоверность, с целью снижения вероятных ошибок. Оценка является заключительной стадией анализа.
  10. Отслеживание и фиксация функциональных зависимостей в педагогической деятельности – подразумевает три последовательных этапа:

    • установление связи между всеми элементами педагогической деятельности;
    • исследование эффективности педагогического влияния на воспитанников (учащихся);
    • выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей.
Замечание 2

Таким образом, данные приемы и правила в совокупности являются способами эффективной организации анализа педагогической деятельности.

Применение указанных правил и приемов дает возможность определить место педагогической реальности в затруднениях, испытываемых педагогом.

Изучение способов анализа педагогической деятельности, овладение ими, даст каждому исследователю более детальное понимание применяемого инструментария.

Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot