Анализ – это один из наиболее эффективных методов исследования, направленный на выявление взаимодействия элементов и закономерностей организации педагогического процесса.
Понятие педагогического анализа
Под анализом, в общем смысле, понимают разложение целого на отдельные части. Анализ находится в тесной взаимосвязи с синтезом, так как он, по сути, является его обратным действием.
Педагогический анализ – это процесс исследования, который основан на теории и методике изучения педагогического процесса, его элементов, особенностей функционирования, а также имеющихся проблем и путей их решения.
Анализ в педагогике – это исследование, направленное на выявление особенностей влияние внешней среды на успешность реализуемой педагогом деятельности.
Именно факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность педагога и являются объектом педагогического анализа.
К факторам внешней среды относят:
- Организация и реализация конкретного педагогического процесса.
- Разнообразные педагогические ситуации.
- Особенности коллектива (учащихся, педагогов, воспитанников).
- Индивидуальные особенности воспитанников (учащихся).
- Результативность педагогического процесса.
В зависимости от того, к какой ситуации применяется анализ, он имеет отличительные особенности. Однако вне зависимости от особенностей, алгоритм его проведения остается неизменным, допускается лишь необходимая адаптация под конкретную ситуацию.
Таким образом, анализ в педагогике – это комплекс определенных правил и приемов, реализация которых осуществляется по конкретному алгоритму.
Характеристика основных способов анализа педагогической деятельности
Способы анализа педагогической деятельности включают в себя следующие приемы и правила:
- Теоретико-методологический подход к определению предмета исследования и планированию анализа педагогической деятельности. Подразумевает четкую формулировку предмета исследования, так как только в этом случае будет понятно, что и как нужно искать и изучать. Оптимальным педагогическим анализом будет тот, в основе которого заложены теория и методология педагогики. Именно они задают нужное направление исследованию, а также содержание его инструментария.
- Нахождение взаимосвязи между поставленной целью исследования, педагогическими сложностями и проблемами, которые встали на пути исследователя. Определение этой взаимосвязи вызывает трудности у большинства исследователей. Только четкое ее установление поможет исследователю подобрать действительно эффективные методы и средства педагогического анализа, способные обеспечить ожидаемый результат.
- Формулировка гипотезы исследуемой проблемы и пути ее разрешения. Гипотеза необходима для того, чтобы понять, в чем заключаются педагогические причины исследуемой проблемы, чем было вызваны данные педагогические затруднения и на что следует опираться чтобы их решить. Первоначально формулируется гипотеза-предположение, которая основана на обобщенных аспектах. В дальнейшем в процессе творческого поиска, сбора дополнительной информации, гипотеза уточняется и формулируется уже рабочая гипотеза. По итогам исследования гипотеза может найти свое подтверждение, либо опровергнута.
- Четкое и структурированное планирование анализа педагогической деятельности. На основании установленной гипотезы, являющейся базисом всего исследования, составляется его план. План представляет собой комплекс элементов системно-структурированного анализа. Так как педагогический процесс носит творческий характер, то в процессе осуществляемого анализа возможны отступления от первоначального плана, включение дополнительных методов и средств.
- Соблюдение правил анализа макроструктуры педагогической деятельности. Каждый элемент педагогической деятельности исследуется в отдельности, полученные в ходе анализа выводы суммируется, и тем самым получается общий вывод о ходе педагогической деятельности. Важно анализировать элементы опосредовано и непосредственно, учесть влияние внешних факторов.
- Педагогическая проработка деталей педагогической деятельности. Разделение педагогической деятельности на составные элементы, позволяет осуществить исследование максимально глубоко, сделать более подробный анализ. Прежде, чем анализировать выделенные элементы, их необходимо систематизировать с позиции их включенности в педагогический процесс.
- Содержательно-функциональный анализ – это продолжение системно-структурного анализа, направлен на углубление исследование и осуществление тщательной оценки каждого элемента педагогического процесса.
- Педагогическая идентификация – каждый из выделенных элементов педагогической деятельности, обозначают конкретными научными категориями, с целью установления их связи с определенными теоретическими положениями.
- Сбор, анализ и оценка фактов – каждый факт, необходимо подвергнуть тщательному анализу, установить его достоверность, с целью снижения вероятных ошибок. Оценка является заключительной стадией анализа.
Отслеживание и фиксация функциональных зависимостей в педагогической деятельности – подразумевает три последовательных этапа:
- установление связи между всеми элементами педагогической деятельности;
- исследование эффективности педагогического влияния на воспитанников (учащихся);
- выявление внешних и внутренних причинно-следственных связей.
Таким образом, данные приемы и правила в совокупности являются способами эффективной организации анализа педагогической деятельности.
Применение указанных правил и приемов дает возможность определить место педагогической реальности в затруднениях, испытываемых педагогом.
Изучение способов анализа педагогической деятельности, овладение ими, даст каждому исследователю более детальное понимание применяемого инструментария.