Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ

Понятие здоровьесберегающей среды

Здоровьесберегающая среда – это благоприятные условия жизнедеятельности в той или иной сфере.

Что касается здоровьесберегающей среды ДОУ, то она представляет собой образовательное пространство, построенное на принципах здорового образа жизни, т.е. условия образования положительно сказываются на развитии личности, не вредят здоровью, а помогают в его сохранении и укреплении.

Создание в дошкольном заведении здоровьесберегающей среды необходимо для полноценного интеллектуального, коммуникативного, социального, творческого и физического развития подрастающего поколения.

Благополучное, продуктивное развитие личности ребенка включает следующие аспекты:

  1. Гармоничное сочетание духовного и нравственного развития;
  2. Социализация личности, ее положительное протекание;
  3. Акцентирование внимания на эмоциональном компоненте образовательной и иных видов деятельности;
  4. Поддержание психического и физического развития на должном уровне;
  5. Проявление социальной активности во всех сферах жизнедеятельности и взаимоотношениях.

ДОУ является микросредой, в которой реализуется социальное становление личности. в ней требуется сформировать здоровый психический климат, с соблюдением норм гигиены, нравственности и эстетики. В этой связи, здоровьесберегающая среда ДОУ, является совокупностью следующих компонентов:

  1. Воспитание духовно-нравственных начал личности.
  2. Устранение возможности развития стрессовых ситуаций в образовательном процессе и их сглаживание при возникновении.
  3. Соблюдение гигиены интеллектуального и физического труда.
  4. Эстетика окружающего пространства.
  5. Рациональное питание.
  6. Соблюдение режима дня.

Таким образом, создание в ДОУ здоровьесберегающей среды предполагает тщательную проектировку условий жизнедеятельности детей, с соблюдением норм гигиены и созданием комфортного психологического микроклимата в той или иной возрастной группе.

Условия организации здоровьесберегающей среды ДОУ

Организация в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды реализуется с ориентацией на следующие условия деятельности:

«Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Комплексное и систематическое включение физических мероприятий в жизнедеятельность. Предполагается регулярная физическая нагрузка – гимнастика, зарядка, подвижные игры;
  2. Опора в воспитательном процессе на традиции и культуру конкретного региона, конкретной местности, а также национальные особенности и культурную идентичность государства.
  3. Партнерство педагогов, воспитанников и их родителей в работе по здоровьесбережению. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется не только в среде воспитанников, но и среди родителей. Также, педагоги ДОУ, личным примером должны демонстрировать активную работу по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья.
  4. Мотивация дошкольников к получению знаний о здоровье и его сохранении и выработка потребности в выполнении правил гигиены и иных требований, способствующих сохранению здоровья.
  5. Создание в ДОУ и отдельных группах предметно-развивающей среды, ориентированной на полноценное развитие воспитанников и их комфорт.
  6. Регулярное диагностирование состояния здоровья воспитанников и проведение профилактических мероприятий (в период сезонных заболеваний, профилактика авитаминоза и др.).

Способы создания здоровьесберегающей среды

Способы создания здоровьесберегающей среды – это приемы использования разнообразных средств, ориентированных на сохранение, поддержание и укрепление здоровья воспитанников.

В ДОУ применяются способы специфического характера и общепедагогические приемы организации здоровьесберегающего пространства.

Специфические методы ориентированы на применение в целях построения здоровьесберегающей среды, тогда как, общепедагогические приемы могут использоваться в разных направлениях воспитательной работы.

К специфическим методам построения здоровьесберегающей среды ДОУ относятся:

  1. Строго регламентированное упражнение. Он ориентирован на организацию обучения и воспитания, реализацию разных направлений деятельности в строго установленных рамках: лимит времени, нагрузки, соблюдение последовательности действий, операций, обязательные интервалы между действиями.
  2. Игровой метод. Он связан с обучением и воспитанием детей в игровой форме. Любое занятие предполагает наличие сюжетных действий, разнообразие способов деятельности, вариативность двигательной и интеллектуальной активности. Игровой процесс затрагивает эмоциональную сферу ребенку, а потому, не приводит к перенапряжению, перегрузке, что способствует сохранению здоровья.
  3. Соревновательные упражнения. Как правило, они применяются в физическом воспитании. Детям предлагается выполнение разных движений и сравнение достижений каждого, т.е. дошкольники выполняют движения на скорость, ловкость, правильность и т.д. Это положительно сказывается на физическом развитии организма, а также оказывает расслабляющее воздействие на нервную систему, что стимулирует полноценное раскрытие всех психических процессов организма.

К общепедагогическим методам, применяемым для организации здоровьесберегающей среды, относятся:

  1. Словесный метод. Словесные методы связаны с рассказом педагога о здоровье, освещением проблем здорового образа жизни, а также, установлении с воспитанниками коммуникативного взаимодействия. Оно вызывает положительные эмоции, активизирует чувственную сферу, мотивирует к познанию, а также формирует стремление к сохранению собственного здоровья и его защите.
  2. Наглядный метод. Он связан с непосредственным визуальным восприятием детьми тех или иных процессов, связанных с развитием организма, поддержанием его функционирования в нормальном состоянии. Также, педагог может демонстрировать дошкольникам собственный пример следования концепции здорового образа, приводит иллюстрации, наглядные пособия, видео материалы на данную тему. Наглядные методы позволяют обратить внимание детей на важные процессы нашего организма, на окружающую среду и факторы, воздействующие на состояние организма. Также, наглядные методы применяются при демонстрации различных физических упражнений, показе приемов ухода за собой, своим телом.
Дата последнего обновления статьи: 04.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot