Характеристика современных педагогических систем воспитания детей с ОВЗ
Воспитание – это целенаправленный процесс по передаче опыта подрастающему поколению.
Процесс воспитания по своей природе очень сложный и ответственный, требует большого внимания и вложения сил со стороны взрослого (педагога, родителя). Воспитание детей с ОВЗ сопровождается дополнительными сложностями и проблемами. При правильной организации воспитательного процесса можно достичь значительных результатов в воспитании детей с ОВЗ.
Особенность воспитания детей с ОВЗ заключается в том, что основной целью является их максимально возможная интеграция и социализация в обществе. Именно поэтому важным является то, что в первую очередь, педагог организующий процесс воспитания, обращает внимание на коррекцию их недостатков и оказание посильной помощи в усвоении образовательных программ.
В настоящее время, с целью повышения эффективности процесса воспитания детей с ОВЗ, применяется инклюзивное воспитание в рамках общеобразовательной школы, а также в общении среди ровесников. Важным является соблюдение индивидуального подхода в процессе воспитания.
Прежде, чем организовать воспитание детей с ОВЗ необходимо провести предварительную беседу с родителями ребенка, специалистами образовательного учреждения, с целью уточнения используемых методов воспитания.
Воспитание детей с ОВЗ обязательно должно включать в себя:
Нравственное воспитание – формирование духовного мира ребенка, умения нести ответственность за свои поступки и поведение.
Большое значение в нравственном воспитании детей с ОВЗ имеют ролевые игры, позволяющие детям обыгрывать различные жизненные ситуации. Народные сказки и былины также важны, необходимо не просто совместное прочтение, но и последующее обсуждение прочитанного, анализ поступков героев, формулирование выводов.
Нравственное воспитание детей с ОВЗ включает в себя:
- формирование уважительного отношения к окружающим людям, животным, природе и т.д.;
- воспитание трудолюбия и уважительного отношения, как к собственному, так и к чужому труду;
- получение навыков работы в коллективе.
Эстетическое воспитание детей с ОВЗ - формирование творческой и активной личности, которая способна воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Основными методами эстетического воспитания детей с ОВЗ живопись, музыка, прикладное искусство и театр:
- Изобразительное искусство способствует развитию у детей с ОВЗ формированию правильного восприятию цвета, формы, конструкции и т.д.
- Музыка – снимает напряжение, развивает эстетический вкус.
- Театрализация – оказывает комплексное воздействие на все сферы психики ребенка.
- Прикладное творчество – повышает самооценку ребенка, позволяет ему гордиться собственными достижениями.
Сущность, этапы и механизмы процесса социальной реабилитации детей с ОВЗ
Социальная реабилитация детей с ОВЗ понимается в трех вариантах:
- Социальная реабилитация – это динамический процесс, направленный на постепенное решение тактических задач, стоящих на пути достижения цели по приобретению социального статуса в обществе.
- Социальная реабилитация – деятельность, направленная на успешную социализацию детей с ОВЗ.
- Социальная реабилитация – достижение конечной цели, суть которой заключается во вхождении ребенка с ОВЗ во все сферы жизни общества и ощущение себя его полноценным членом.
Основной целью социальной реабилитации детей с ОВЗ является обеспечение эмоционального, социального, физического и интеллектуального развития ребенка, попытка максимального раскрытия его потенциала и преодоление (коррекция) имеющегося нарушения.
Как и любая деятельность, социальная реабилитация имеет определенные качественные характеристики, присущие только ей:
- Целенаправленность – процесс социальной реабилитации выстраивается на основании четко поставленной цели, а также с учетом возрастных, личностных и психологических особенностей ребенка с ОВЗ.
- Опосредованность – заключается в том, что социальная реабилитация оказывает влияние на ребенка с ОВЗ не прямо, а косвенно. Эффект достигается только в том случае, когда весь процесс социализации будет принят ребенком осознанно.
- Субъективность – состоит в том, что каждая из сторон (ребенок с ОВЗ и специалист) воспринимают процесс социальной реабилитации индивидуально. Индивидуальность состоит из жизненного опыта ребенка и педагога, их активного участия в процессе реабилитации, эмоций, целей, мотивов и т.д.
- Интенсивность – заключается в том, что у каждого педагога свой стиль деятельности, который позволяет добиваться результата с определенной эффективностью.
- Динамичность – определяет поступательность задач и их решение в процессе работы с ребенком с ОВЗ. Важными являются даже маленькие достижения и решение, казалось бы, незначительной задачи.
- Эффективность – определяется путем соотношения полученного результата и того, к которому стремятся участники реабилитации (ребенок и педагог). Основными показателями эффективности является уровень развития ребенка, уровень его адаптации и интеграции в общество.
К числу других важных особенностей процесса социальной реабилитации детей с ОВЗ можно отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием является:
- во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс,
- во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинской, психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
Эффективность осуществляемой социальной реабилитации во многом зависит от правильности подбора методов и средств, которые способны обеспечить успешность развития ребенка с ОВЗ.