Профессиональное образование – это овладение знаниями и навыками в конкретной профессиональной сфере деятельности посредством поэтапного их формирования за счет использования разных методов и форм обучения.
На современном этапе развития общества происходит выдвижение новых требований к профессиональной подготовке специалистов. Они должны обладать рядом не только профессиональных компетенций, но и совокупностью общих компетенций, позволяющих специалисту адаптироваться к быстро меняющимся условиям труда, социальной жизнедеятельности и активному использованию новых технологий в реализации своих профессиональных функций. Это обуславливает изменение форм и методов реализации профессиональной подготовки специалистов.
Интерактивные методы профессионального обучения
Интерактивные методы обучения – это способы организации образовательной деятельности в опоре на построение взаимодействия между педагогом и учащимися и между самими учащимися.
Они выступают методами вовлечения учащихся в активную познавательную работу, делая их активными, деятельностными участниками процесса обучения.
В настоящее время, методы интерактивного обучения получили широкое распространение в системе профессионального образования. Это обусловлено их воздействием на мышление учащихся и развитие навыков практического применения теоретической учебной информации.
В ходе профессионального обучения, основанного на применении интерактивных методов, происходит формирование диалогового взаимодействия между студентами, а также студентами и педагогом для решения практических образовательных задач и открытия новых знаний.
В основе методов интерактивного обучения высшей школы лежат следующие принципы:
- Опора на психологию человеческого взаимодействия.
- Ориентация на развитие творческого, продуктивного мышления студентов.
- Формирование коммуникативных навыков студентов в ходе решения образовательных задач.
- Рассмотрение ситуационных аспектов профессиональной деятельности конкретной области и погружение в них.
- Информация становится средством освоения студентами действия и операций по формированию профессиональных навыков деятельности.
К методам интерактивного обучения относятся:
- Метод мозгового штурма. Он связан с постановкой проблемной задачи и генерацией идей студентами для ее решения. Каждый обладает свободой в выражении своей точки зрения, своих идей по поводу решения поставленной задачи. Это повышает творческую направленность мышления учащихся и ориентирует их на принятие нестандартных профессиональных решений.
- Методы проблемного обучения. Они могут быть реализованы, как на лекционных занятиях – проблемная лекция, так и использованы на семинарах в решении практических профессиональных задач. В ходе проблемной лекции учащиеся получают знания об аспектах будущей профессиональной деятельности через собственный их поиск и действенное участие. На семинарах происходит моделирование различных профессиональных ситуаций, участниками которых становятся студенты.
- Метод диспутов. Он основан на коллективном обсуждение конкретной учебной проблемы и совместном поиске вариантов ее решений. Студенты вступаю в диалог, выдвигают свои идеи и аргументируют их, а затем занимаются выбор наиболее оптимального решения, поставленной задачи, из предложенных вариантов.
- Игровые методы. Они опираются на технологию реализации дидактической игры и основываются на создании ситуации, требующей от учащегося выполнения действий, возможных при реализации его профессиональных функций.
- Методы имитации. Они связаны с моделированием профессиональных ситуаций, в ходе которых студенты учатся работать с техническим и иным оборудованием, используемом в конкретной сфере профессиональной деятельности.
- Методы проектного обучения. Они связаны с объединением студентов в мини-группы для создания проектов различных тематик. Проекты носит исследовательскую направленность деятельности студентов, предполагают выполнение конкретных технологических операций и проведение аналитической работы.
Методы кейс-стади в профессиональном образовании
Методы кейс-стади связаны с созданием в учебном процессе различных ситуаций – кейсов, которые требуют своего разрешения. Кейсы охватывают конкретную сферу профессиональной деятельности и ее особенности. Они ориентированы на:
- Формирование навыков выявления проблем, их отбор и решение в конкретной профессиональной области, конкретной направленности.
- Развитие умений работать с информационными ресурсами, отражающими специфику определенной сферы деятельности. Здесь, имеется в виду проведение анализа и синтеза информации, умение делать предположения и оперировать ими, делать прогнозы, формулировать выводы, оценивать альтернативы принятия решений.
- Формирование навыков командной работы, группового взаимодействия.
Посредством применения данного метода, студенты могут проанализировать конкретные ситуации в профессиональной сфере, особенности их возникновения, развитие событий при конкретном положении дел и освоить навыки практической деятельности в них. При этом, обучение ориентировано не на получение готового знания, а на его самостоятельный поиск и нахождение в сотрудничестве с преподавателем и другими студентами. В результате формируются практические навыки решения профессиональных задач.
Технология реализации кейс-стади заключается в построении модели конкретной профессиональной ситуации с ее полноценным, детальным описанием и отражением совокупности профессиональных знаний и навыков, которые должны быть сформированы у студентов. Это приближает студентов к сфере профессиональной деятельности, способствует формированию их профессионального мироощущения.
При использовании кейса, требуется его соответствии реальной профессиональной ситуации, профессиональным событиям, наличие определенного уровня трудности для его решения, рассмотрение нескольких аспектов профессиональной деятельности в нем, его актуальность и возможность разрешения не одним, а несколькими методами, с использованием разных приемов профессиональной деятельности.