Форма воспитательной работы – это порядок оказания воспитательного воздействия и построения системы взаимодействия между участниками воспитательной деятельности, ориентированных на решение воспитательных задач с применением воспитательных методов и приемов работы и учетом закономерностей построения воспитательной педагогической деятельности.
Формы воспитательной работы достаточно многообразны. Каждая из них имеет свое педагогическое значение и ориентирована на достижение конкретных целей и задач.
Воспитательная работа проводится на разных уровнях и этапах обучения. Она предполагает применение педагогом специальных методов и средств, посредством которых оказывается воздействие на мотивационную сферу личности и развитие ее психических процессов.
Интерактивная игра как современная форма воспитательной работы
Интерактивная игра – это игровая деятельность, основанная на получении учащимися знаний через формирование личного опыта деятельности.
Интерактивные игры носят обучающий и воспитывающий характер. Они сопряжены со следующими особенностями:
- Отсутствие игровых ролей.
- Отсутствие группового разделения воспитанников.
- Опора на взаимодействие участников игры.
- Активная игровая позиция каждого воспитанника.
- Наличие инструктажа по действию (вместо предлагаемой роли).
- Построение игрового действия вокруг проблемной ситуации, не обязательно жизненной, приближенной к реальности.
- Наличие цели игрового действия, которой требуется достичь участникам по ходу его реализации.
- Акцент на развитие навыков самопознания, самопонимания, активизации личностного потенциала.
Интерактивная игра отличается от сюжетных и ролевых игр. Она обладает широкими воспитательными возможностями, но, при этом, не лишена недостатков.
К положительным моментам интерактивных игр как воспитательного средства относятся:
- Усвоение информации через переживания, что обеспечивает их глубокий уровень формирования;
- Формулирование выводов, получение ответов на вопросы осуществляется еще в ходе игрового действия;
- Формирование навыков общения: слушать и слышать собеседника, учитывать его точку зрения, уважать ее, рассматривать при принятии решений;
- Формирование опыта социального взаимодействия;
- Активная позиция каждого участника игры;
- Задействование интеллектуальных функций организма: интеллект активно включается в работу в ходе игры;
- Вариативность способов достижения поставленной цели;
- Формирование навыков сотрудничества;
- Приобретение определенного опыта;
- Решение не только, поставленной проблемы, но и иных, возникающих по ходу игры;
- Интеграция коллектива;
- Формирование мотивации к социально значимой и полезной, продуктивной деятельности.
К отрицательным чертам использования интерактивных игр в качестве воспитательных форм работы относятся следующие аспекты:
- Актуальность использования лишь в малых группах;
- Большие временные затраты;
- Возникновение риска столкновения интересов, амбиций, потребностей участников, что может стать причиной конфликтов;
- Практическая воспитательная деятельность, не имеющая теоретической основы;
- Необходимость наличия высокого уровня мастерства педагога;
- Испытание участниками игры негативных переживаний, отрицательно сказывающихся на мотивации;
- Невозможность применения на дошкольном уровне образования;
- Низкая информационная продуктивность игры.
Таким образом, интерактивные игры актуально применять на этапе школьного обучения, а также в системе профессионального образования. Это обеспечивает минимизацию риска развития отрицательных последствий игрового действия и реализацию воспитательного потенциала игры.
Деловые игры, как форма воспитательной работы
Деловые игры основываются на разделение воспитанников на команды и организацию соревнований между ними. Также, выбирается участник, который контролирует ход игры (это может быть педагог), а также члены комиссии, оценивающие деятельность игроков, работу команд, командное взаимодействие.
Данные игры проводятся следующим образом:
- Подготовительный этап игры. Он связан с определением темы игры, ее цели и задач, разделении участников на команды, рассмотрением сценария и его проработкой. Здесь же, озвучиваются правила игры, дается инструктаж по ней.
- Основной этап игрового действия. Реализуется игровое действие по избранной теме. Каждый участник игры выполняют свою функциональную роль и сотрудничает с другими для получения конкретного результата.
- Этап рефлексии. Он связан с оценкой комиссией, педагогом эмоциональной реакции каждого участника игры и ее сопоставлением с теми фактами и сведениями, с конкретной ситуацией, коммуникативными событиями.
- Заключительный этап игры. Здесь дается оценке работе команд и каждого участника. Акцент делается на положительных и отрицательных моментах игры, поведения и взаимодействия. Даются рекомендации по устранению, коррекции отрицательных моментов.
Организация дискуссий в воспитательных целях
Дискуссия – это форма обсуждения, существующей проблемы.
Использование дискуссии в воспитательных целях может быть реализовано:
- В виде дебатов. Такая форма работы направлена на обсуждение сложного, противоречивого вопроса. дебаты учат выражать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее в конструктивной форме.
- В виде симпозиума. Такая работа связана с приглашением специалистов. Это может быть психолог, другой педагог, социальный работник. Они освещают конкретную тему, проблемный вопрос, затрагивающий поведение учащихся, дисциплинарные аспекты и т.д. Каждый педагог, психолог озвучивает свою точку зрения по рассматриваемому вопросу, делится своими знаниями, опытом. Выступление охватывает краткий временной промежуток. После чего, воспитанники принимаются обсуждать проблему и выражать свою точку зрения по ней.
Конференция как сложная форма воспитательной работы
Проведение конференций ориентировано на детальное рассмотрение какой-то проблемы и формирование мнений о ней и вариантах ее решения.
Проведение конференции требует от педагога тщательной подготовки. Она включает следующие этапы работы:
- Выбор темы исследования.
- Формирование программы проведения конференции и тем докладов, выполняемых ее участниками.
- Написание докладов или рефератов по конкретной теме.
- Выбор лучших, которые будут освещены публично.
- Обсуждение докладов.
После конференции организуется обсуждение. Оно реализуется в форме дискуссии, открывая возможности каждому учащемуся выразить свою точку зрения, отстоять свою позицию.