Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные формы воспитательной работы

Определение 1

Форма воспитательной работы – это порядок оказания воспитательного воздействия и построения системы взаимодействия между участниками воспитательной деятельности, ориентированных на решение воспитательных задач с применением воспитательных методов и приемов работы и учетом закономерностей построения воспитательной педагогической деятельности.

Формы воспитательной работы достаточно многообразны. Каждая из них имеет свое педагогическое значение и ориентирована на достижение конкретных целей и задач.

Воспитательная работа проводится на разных уровнях и этапах обучения. Она предполагает применение педагогом специальных методов и средств, посредством которых оказывается воздействие на мотивационную сферу личности и развитие ее психических процессов.

Интерактивная игра как современная форма воспитательной работы

Интерактивная игра – это игровая деятельность, основанная на получении учащимися знаний через формирование личного опыта деятельности.

Интерактивные игры носят обучающий и воспитывающий характер. Они сопряжены со следующими особенностями:

  1. Отсутствие игровых ролей.
  2. Отсутствие группового разделения воспитанников.
  3. Опора на взаимодействие участников игры.
  4. Активная игровая позиция каждого воспитанника.
  5. Наличие инструктажа по действию (вместо предлагаемой роли).
  6. Построение игрового действия вокруг проблемной ситуации, не обязательно жизненной, приближенной к реальности.
  7. Наличие цели игрового действия, которой требуется достичь участникам по ходу его реализации.
  8. Акцент на развитие навыков самопознания, самопонимания, активизации личностного потенциала.

Интерактивная игра отличается от сюжетных и ролевых игр. Она обладает широкими воспитательными возможностями, но, при этом, не лишена недостатков.

К положительным моментам интерактивных игр как воспитательного средства относятся:

«Современные формы воспитательной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Усвоение информации через переживания, что обеспечивает их глубокий уровень формирования;
  2. Формулирование выводов, получение ответов на вопросы осуществляется еще в ходе игрового действия;
  3. Формирование навыков общения: слушать и слышать собеседника, учитывать его точку зрения, уважать ее, рассматривать при принятии решений;
  4. Формирование опыта социального взаимодействия;
  5. Активная позиция каждого участника игры;
  6. Задействование интеллектуальных функций организма: интеллект активно включается в работу в ходе игры;
  7. Вариативность способов достижения поставленной цели;
  8. Формирование навыков сотрудничества;
  9. Приобретение определенного опыта;
  10. Решение не только, поставленной проблемы, но и иных, возникающих по ходу игры;
  11. Интеграция коллектива;
  12. Формирование мотивации к социально значимой и полезной, продуктивной деятельности.

К отрицательным чертам использования интерактивных игр в качестве воспитательных форм работы относятся следующие аспекты:

  1. Актуальность использования лишь в малых группах;
  2. Большие временные затраты;
  3. Возникновение риска столкновения интересов, амбиций, потребностей участников, что может стать причиной конфликтов;
  4. Практическая воспитательная деятельность, не имеющая теоретической основы;
  5. Необходимость наличия высокого уровня мастерства педагога;
  6. Испытание участниками игры негативных переживаний, отрицательно сказывающихся на мотивации;
  7. Невозможность применения на дошкольном уровне образования;
  8. Низкая информационная продуктивность игры.

Таким образом, интерактивные игры актуально применять на этапе школьного обучения, а также в системе профессионального образования. Это обеспечивает минимизацию риска развития отрицательных последствий игрового действия и реализацию воспитательного потенциала игры.

Деловые игры, как форма воспитательной работы

Деловые игры основываются на разделение воспитанников на команды и организацию соревнований между ними. Также, выбирается участник, который контролирует ход игры (это может быть педагог), а также члены комиссии, оценивающие деятельность игроков, работу команд, командное взаимодействие.

Данные игры проводятся следующим образом:

  • Подготовительный этап игры. Он связан с определением темы игры, ее цели и задач, разделении участников на команды, рассмотрением сценария и его проработкой. Здесь же, озвучиваются правила игры, дается инструктаж по ней.
  • Основной этап игрового действия. Реализуется игровое действие по избранной теме. Каждый участник игры выполняют свою функциональную роль и сотрудничает с другими для получения конкретного результата.
  • Этап рефлексии. Он связан с оценкой комиссией, педагогом эмоциональной реакции каждого участника игры и ее сопоставлением с теми фактами и сведениями, с конкретной ситуацией, коммуникативными событиями.
  • Заключительный этап игры. Здесь дается оценке работе команд и каждого участника. Акцент делается на положительных и отрицательных моментах игры, поведения и взаимодействия. Даются рекомендации по устранению, коррекции отрицательных моментов.

Организация дискуссий в воспитательных целях

Дискуссия – это форма обсуждения, существующей проблемы.

Использование дискуссии в воспитательных целях может быть реализовано:

  1. В виде дебатов. Такая форма работы направлена на обсуждение сложного, противоречивого вопроса. дебаты учат выражать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее в конструктивной форме.
  2. В виде симпозиума. Такая работа связана с приглашением специалистов. Это может быть психолог, другой педагог, социальный работник. Они освещают конкретную тему, проблемный вопрос, затрагивающий поведение учащихся, дисциплинарные аспекты и т.д. Каждый педагог, психолог озвучивает свою точку зрения по рассматриваемому вопросу, делится своими знаниями, опытом. Выступление охватывает краткий временной промежуток. После чего, воспитанники принимаются обсуждать проблему и выражать свою точку зрения по ней.

Конференция как сложная форма воспитательной работы

Проведение конференций ориентировано на детальное рассмотрение какой-то проблемы и формирование мнений о ней и вариантах ее решения.

Проведение конференции требует от педагога тщательной подготовки. Она включает следующие этапы работы:

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формирование программы проведения конференции и тем докладов, выполняемых ее участниками.
  3. Написание докладов или рефератов по конкретной теме.
  4. Выбор лучших, которые будут освещены публично.
  5. Обсуждение докладов.

После конференции организуется обсуждение. Оно реализуется в форме дискуссии, открывая возможности каждому учащемуся выразить свою точку зрения, отстоять свою позицию.

Дата последнего обновления статьи: 29.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot