Форма организации обучения –это порядок проведения учебного занятия, основанный на выборе содержания учебной работы, целей и задач обучения, методов и средств обучения.
Рисунок 1. Современные формы организации обучения в вузе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс обучения в высшем учебном заведении имеет свою специфику организации. Это обусловлено тем, что в данном заведении человек получает высшее образование.
Высшее образование – это итоги освоения личностью системы научных знаний и практических навыков в разных областях и направлениях деятельности, позволяющий использовать их в своей профессиональной деятельности для решения творческих, исследовательских, научных задач и создания общественно полезных продуктов.
Обучение в высшем учебном заведении напрямую связано с научными направлениями деятельности. Наука и ее развитие определяют содержание обучения и его методику преподавания, а также формы организации учебного процесса.
Лекция как форма организации учебного процесса в вузе
Лекция является наиболее классической формой организации обучения в высших учебных заведениях, которые сохранили свое приоритетное значение и использование в современном обществе.
Лекция – это изложение учебной программы в последовательной и систематической форме, по отдельным разделам, темам.
Этот способ передачи учебной информации является наиболее часто используемым в современной образовательной системе, поскольку он характеризуется малыми финансовыми затратами и возможностью передать учебной материал, на основе выбора главного и особенно значимого. Такая форма обучения, ориентирована на изучение самого важного и значимого по конкретному направлению, курсу или теме.
Как форма построения учебного занятия, лекция применяется в нескольких основных типах:
- Тематическая лекция. Тематические лекции ориентированы на изучение отдельных тем учебной дисциплины. Лекции могут быть вводными т.е. давать представление о целевом назначении изучения курса, его содержании, устройстве, компонентах, взаимодействии с другими темами курса дисциплины и другими дисциплинами. Также, тематическая лекция может быть ориентирована на подведение итогов, изученного материала.
- Обзорная лекция. Такие лекции направлены на анализирование научного материала курса, перед учебной практикой студентов, написанием им итоговых аттестационных работ, сдачи экзаменов. Обзорная лекция позволяет сориентировать студентов по материалу их практической работы и ознакомить с требованиями профессиональных направлений исследования.
- Лекция-консультация. Такие лекции ориентированы на предоставление студентам дополнительных сведений по конкретной теме или разделу учебной дисциплины при их подготовке к сдаче экзаменов: перед сессией, гос. экзаменами и т. д.
- Специальный лекционный курс. Такое обучение носит специальную ориентацию. Лекция рассчитана на изучение дополнительного материала, который не входит в программу высшего образования. Такие лекции ориентированы на расширение научных знаний и ориентации студентов на научно-исследовательскую деятельность.
Слушая лекцию, студенты могут воспринимать информацию на слух, записывать тезисно или полноценно конспектировать информацию. Также, студент может активизировать мыслительную работу, что способствует его полноценному осмыслению услышанного учебного материала.
Лекционное занятие неразрывно связано с практической деятельностью студентов, поскольку, она позволяет закрепить материал лекции.
Семинар как приоритетная форма организации практического занятия в вузе
Семинар – это форма организации практической деятельности студентов, ориентированная на закрепление лекционного материала и самостоятельное исследование студентами отдельных вопросов темы или курса.
На семинарах студенты освещают учебный материал, изученный на лекциях, отвечая на вопросы педагога, формируя доклады или рефераты для углубленного изучения материала.
К особенностям организации семинарского занятия в вузе можно отнести следующие:
- Рассмотрение проблем, предложенных преподавателем при активном участии студентов.
- Развитие навыков выражения своего мнения, подкрепляя его научными аргументами.
- Работа с несколькими информационными источниками при подготовке к учебному занятию.
- Тезисная запись основных положений со ссылками на информационными источники.
- Подбор фактов, цитат и документальных данных при подготовке к учебному занятию.
Проведение лабораторных работ
Лабораторная работа – это форма организации практической деятельности студентов, с применением специального оборудования и приборов, ориентированная на проведение опытов и исследований для подтверждения каких-то значимых фактов или нахождения решения имеющейся проблемы.
Лабораторная работа неразрывно связана с экспериментальной деятельностью. Студенты проводят эксперименты с различными материалами, приборами, установками, техническими средствами.
Лабораторные работы в высшем учебном заведении проводятся в двух основных разновидностях:
- Фронтальные лабораторные работы. Такие работы предполагают выполнение идентичных работ всеми студентами одновременно. Такие работы ориентированы на подведение итогов изучения отдельной темы, практического доказательства правильности каких-то выводов.
- Практикумы. Они проводятся при изучении дисциплин естественно-научного направления и при профессиональной подготовке студентов. Такие работы нацелены на развитие профессиональных знаний и углубление знаний в конкретном направлении исследования. Работа ориентирована на подведение итогов по изучению отдельного курса за год или семестр. Это активизирует познавательную заинтересованность студентов.
Лабораторные работы ориентированы на развитие самостоятельной деятельности студентов и формированию у них трудовых, профессиональных навыков, исследовательских направлений деятельности.
Лабораторные работы организуются путем постановки учебного задания, ориентированного на активизацию мышления студентов, развитие навыков самостоятельной работы и формирование представлений о способах практической деятельности в том или ином направлении исследования.