Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Состояние и проблемы проектирования техногенной образовательной среды вуза

Сущность и функциональная роль техногенной образовательной среды вуза

Определение 1

Техногенная образовательная среда – это область предметной педагогической деятельности, созданная искусственным путем в ходе исторического развития общества и его перехода на новый технический этап развития.

Техногенная образовательная среда является феноменом развития педагогической науки. Она представляет собой явление, подверженное влиянию многих факторов и состоящее из множества компонентов.

По своей организации, техногенная среда имеет трехуровневое устройство:

  1. Целостное строение, динамично изменяющееся пространство, являющееся результатом интеграции взаимного воздействия гуманитарной, педагогической и информационной областей.
  2. Комплекс элементов техногенной образовательной среды высшего учебного заведения, связанных с применением дистанционных устройств и информационных технологий.
  3. Духовное единство, развивающееся во взаимодействии и взаимосвязи субъектов и способствующее становлению проектной и технологической направлений культурного развития будущего педагога.

В качестве явления педагогической науки, техногенная образовательная среда является новой и, еще плохо изученной сферой деятельности. создание такой среды в высшем учебном заведении ориентировано на выполнение ею совокупности функций, направленных на личностное развитие студентов, прохождение ими процесса социализации более легким путем, адаптация студентов к особенностям новой социальной среды, в которой им предстоит существовать, обучаться и развиваться.

К основным функциям техногенной образовательной среды вуза относятся следующие:

  • Информационная функция. Она ориентирована на обеспечение всех субъектов обучения информационными ресурсами, за счет создания системы свободного доступа к ним путем их электронного представления;
  • Функция взаимодействия. Она ориентирована на создание контактного взаимодействия между педагогами и учащимися в разнообразных видах и направлениях деятельности;
  • Функция моделирования. Она реализуется в построении моделей, исследуемых процессов и явлений в ходе обучения;
  • Контрольная функция. Она реализуется путем создания автоматизированной системы обучения и реализации проверки деятельности педагогов и студентов, контроля за достижением целей и задач обучения;
  • Функция управления. Она реализуется путем создания системы координации и регулирования учебной деятельности и управления учебным процессом.
«Состояние и проблемы проектирования техногенной образовательной среды вуза» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Современные условия формирования техногенной образовательной среды вуза

На сегодняшний день создание техногенной образовательной среды высшего учебного заведения происходит под влиянием современных информационных технологий. Интернет-ресурсы во многом изменили образовательную сферу деятельности любого учебного заведения. Если ранее деятельность студентов была ориентирована на поиск информации по той или иной учебной дисциплине в бумажных информационных носителях, то в настоящее время информация отыскивается за счет электронной техники, имеющей доступ во всемирную сеть Интернет. Это развивает самостоятельную деятельность студентов. Они могут без помощи преподавателя проверить свои знания и отыскать способы их коррекции, узнать о новых методиках обучения и познания, попробовать их применить на практике.

Опираясь на современную технику и технологии, информационные ресурсы, техногенная образовательная среда вуза формируется за счет:

  1. Вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления, которые обеспечивают материально-техническое снабжение учебного заведения и оформляют социальный заказ вузу на развитие у учащихся общественно важных качеств, взглядов и убеждений, необходимой совокупности знаний и навыков, которыми необходимо овладеть;
  2. Управленческого состава высшего учебного заведения, который регулирует порядок взаимоотношений в среде вуза, между педагогами и студентами, между педагогами и иными участниками образовательного процесса. Управленческий состав вуза занимается организацией корпоративной этики и культуры высшего учебного заведения, созданием имиджа вуза, его репутации и местоположения в образовательной сфере, регламентирует систему внутренних и внешних взаимоотношений участников образовательного процесса;
  3. Преподавательского состава и профессоров высшего учебного заведения. Они определяют содержание отдельных учебных курсов и программ обучения, направлений разнообразной профессиональной деятельности и курсов, особенностей их изучения.

В настоящее время, существуют вузы, которые создали у себя образовательную среду техногенного характера. Эти среды имеют в своем арсенале электронные библиотеки, автоматизированные системы управления, программные и методические ресурсы, условия для развития информационной обучающей сферы, коммуникационные технологии. При этом, функционирование таких сред недостаточно полно исследовано. Поэтому сказать с уверенностью об эффективности и целесообразности их внедрения невозможно.

Основные компоненты технологической образовательной среды вуза

При проектировании техногенной образовательной среды высшего учебного заведения должна быть включена работа по таким направлениям:

  1. Ценностное ориентирование деятельности студентов, развитие их мотивации.
  2. Ориентация на культурное развитие и просвещение студентов.
  3. Построение социальных проектов.
  4. Познавательное направление.
  5. Всесторонне развитие студентов.

Проектирование техногенной среды предполагает разработку и практическое создание следующих ее ведущих компонентов:

  1. Создание предметной среды. Она включает разработку содержания предметной деятельности, отвечающей целям и задачам образования;
  2. Создание коммуникационно-технической среды. Сюда входят различные технические средства и устройства, информационные ресурсы, применяемые в процессе обучения;
  3. Создание программной среды. Она включает различные программные средства для хранения, обработки, усвоения, передачи учебных материалов;
  4. Создание методической среды. Сюда входят методы, приемы, формы обучения и порядок их применения.
Дата последнего обновления статьи: 04.03.2025