Сущность и функциональная роль техногенной образовательной среды вуза
Техногенная образовательная среда – это область предметной педагогической деятельности, созданная искусственным путем в ходе исторического развития общества и его перехода на новый технический этап развития.
Техногенная образовательная среда является феноменом развития педагогической науки. Она представляет собой явление, подверженное влиянию многих факторов и состоящее из множества компонентов.
По своей организации, техногенная среда имеет трехуровневое устройство:
- Целостное строение, динамично изменяющееся пространство, являющееся результатом интеграции взаимного воздействия гуманитарной, педагогической и информационной областей.
- Комплекс элементов техногенной образовательной среды высшего учебного заведения, связанных с применением дистанционных устройств и информационных технологий.
- Духовное единство, развивающееся во взаимодействии и взаимосвязи субъектов и способствующее становлению проектной и технологической направлений культурного развития будущего педагога.
В качестве явления педагогической науки, техногенная образовательная среда является новой и, еще плохо изученной сферой деятельности. создание такой среды в высшем учебном заведении ориентировано на выполнение ею совокупности функций, направленных на личностное развитие студентов, прохождение ими процесса социализации более легким путем, адаптация студентов к особенностям новой социальной среды, в которой им предстоит существовать, обучаться и развиваться.
К основным функциям техногенной образовательной среды вуза относятся следующие:
- Информационная функция. Она ориентирована на обеспечение всех субъектов обучения информационными ресурсами, за счет создания системы свободного доступа к ним путем их электронного представления;
- Функция взаимодействия. Она ориентирована на создание контактного взаимодействия между педагогами и учащимися в разнообразных видах и направлениях деятельности;
- Функция моделирования. Она реализуется в построении моделей, исследуемых процессов и явлений в ходе обучения;
- Контрольная функция. Она реализуется путем создания автоматизированной системы обучения и реализации проверки деятельности педагогов и студентов, контроля за достижением целей и задач обучения;
- Функция управления. Она реализуется путем создания системы координации и регулирования учебной деятельности и управления учебным процессом.
Современные условия формирования техногенной образовательной среды вуза
На сегодняшний день создание техногенной образовательной среды высшего учебного заведения происходит под влиянием современных информационных технологий. Интернет-ресурсы во многом изменили образовательную сферу деятельности любого учебного заведения. Если ранее деятельность студентов была ориентирована на поиск информации по той или иной учебной дисциплине в бумажных информационных носителях, то в настоящее время информация отыскивается за счет электронной техники, имеющей доступ во всемирную сеть Интернет. Это развивает самостоятельную деятельность студентов. Они могут без помощи преподавателя проверить свои знания и отыскать способы их коррекции, узнать о новых методиках обучения и познания, попробовать их применить на практике.
Опираясь на современную технику и технологии, информационные ресурсы, техногенная образовательная среда вуза формируется за счет:
- Вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления, которые обеспечивают материально-техническое снабжение учебного заведения и оформляют социальный заказ вузу на развитие у учащихся общественно важных качеств, взглядов и убеждений, необходимой совокупности знаний и навыков, которыми необходимо овладеть;
- Управленческого состава высшего учебного заведения, который регулирует порядок взаимоотношений в среде вуза, между педагогами и студентами, между педагогами и иными участниками образовательного процесса. Управленческий состав вуза занимается организацией корпоративной этики и культуры высшего учебного заведения, созданием имиджа вуза, его репутации и местоположения в образовательной сфере, регламентирует систему внутренних и внешних взаимоотношений участников образовательного процесса;
- Преподавательского состава и профессоров высшего учебного заведения. Они определяют содержание отдельных учебных курсов и программ обучения, направлений разнообразной профессиональной деятельности и курсов, особенностей их изучения.
В настоящее время, существуют вузы, которые создали у себя образовательную среду техногенного характера. Эти среды имеют в своем арсенале электронные библиотеки, автоматизированные системы управления, программные и методические ресурсы, условия для развития информационной обучающей сферы, коммуникационные технологии. При этом, функционирование таких сред недостаточно полно исследовано. Поэтому сказать с уверенностью об эффективности и целесообразности их внедрения невозможно.
Основные компоненты технологической образовательной среды вуза
При проектировании техногенной образовательной среды высшего учебного заведения должна быть включена работа по таким направлениям:
- Ценностное ориентирование деятельности студентов, развитие их мотивации.
- Ориентация на культурное развитие и просвещение студентов.
- Построение социальных проектов.
- Познавательное направление.
- Всесторонне развитие студентов.
Проектирование техногенной среды предполагает разработку и практическое создание следующих ее ведущих компонентов:
- Создание предметной среды. Она включает разработку содержания предметной деятельности, отвечающей целям и задачам образования;
- Создание коммуникационно-технической среды. Сюда входят различные технические средства и устройства, информационные ресурсы, применяемые в процессе обучения;
- Создание программной среды. Она включает различные программные средства для хранения, обработки, усвоения, передачи учебных материалов;
- Создание методической среды. Сюда входят методы, приемы, формы обучения и порядок их применения.