Социальное воспитание – это воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с окружающими.
Цели и задачи социального воспитания
Современное понимание социального воспитания в педагогике определяет его как создание оптимальных условий, необходимых для успешного социального становления личности человека, стимулирование его развития.
Основной целью социального воспитания является оказание содействия развитию человека как полноценной личности, реализация его возможностей и способностей в рамках того общества, в котором он существует, посредством накопления собственного социального опыта и формирования социальной компетентности.
Достижение цели социального воспитания осуществляется через решение следующих задач:
- Формирование личной социальной компетентности.
- Достижение социального самоопределения.
- Обеспечение условий по достижению индивидуального жизненного успеха.
- Формирование навыков по выживанию в современном социуме.
Объектом социального воспитания выступает человек на всех этапах своего жизненного развития.
Например: объект социального воспитания – ребенок. В данном случае социальное воспитание направлено на целенаправленное и планомерное развитие ребенка в рамках воспитательно-образовательного учреждения.
Субъектами социального воспитания выступают конкретные люди (социальные педагоги, воспитатели, учителя и т.д.), разнообразные социальные общности, организации и группы, воспитательно-образовательные учреждения.
Таким образом, становление личности индивида осуществляется в процессе её социализации.
Социализация личности – это процесс формирования личности индивида в определенных социальных условиях, способствующих усвоению человеком личного социального опыта, преобразование данного опыта в собственные ориентации и ценности.
Стадии социализации
Выделяют следующие стадии социализации:
Стадия адаптации (первичная социализация) – охватывает период в возрасте от рождения до подросткового. Ребенок усваивает социальный опыт, учится адаптироваться и приспосабливаться в различных жизненных ситуациях, эффективно взаимодействовать с другими членами общества.
Стадия индивидуализации – приходится на подростковый возраст. В это период у ребенка возникает желание выделиться среди других, формируется критическое отношение к общепринятым нормам и моделям поведения.
Стадия интеграции – на данной стадии человек испытывает желание определить свое место в социуме, правильно в него «вписаться» и самоопределиться. Интеграция протекает успешно в том случае, если личностные свойства человека принимаются группой и обществом. В том же случае, если этого не происходит, то возможно развитие нескольких вариантов социализации:
- сохранение своей индивидуальности и проявление агрессивности по отношению к другим людям;
- «перелом» и изменение себя, чтобы «быть как все»;
- внешнее согласие с общепринятыми условиями, конформизм.
Трудовая стадия – данная стадия приходится на весь период зрелости человека, его трудовую деятельность. На этом этапе человек уже не просто усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его посредством активного воздействия на общество и среду собственной деятельностью.
Послетрудовая стадия – на данной стадии человеком осуществляется личностный вклад в воспроизводство социального опыта, путем передачи его подрастающему поколению (детям, внукам и т.д.).
Методы социального воспитания
Методами социального воспитания в педагогике являются:
- социально-экономические;
- психолого-педагогические;
- организационные;
- самовоспитание и перевоспитание;
- арт-терапия.
Методами работы социального педагога являются способы взаимодействия между специалистом и воспитанником, направленные на решение определенной социальной проблемы.
Процесс выбора методов, средств, форм и приемов социально-педагогической работы, находится в зависимости от поставленных задач, содержания социально-педагогической деятельности, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника, специфики его окружения, уровня образованности, адаптивных возможностей, а также профессионального мастерства педагога.
Общепризнанная классификация методов социального воспитания в педагогике:
По отношению к направленности методов:
- формирование взглядов, понятий, суждений и т.д.
- формирование стремлений и эмоциональных чувств;
- формирование навыков самовоспитания;
- формирование общепризнанной модели поведения, привычек, деятельности, взаимоотношений с окружающими.
По характеру взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
- методы общения и взаимодействия;
- методы организации различных видов деятельности;
- методы поддержки и опеки;
- методы формирования навыков самореализации и индивидуальной коррекции деятельности.
По характеру влияния окружающей среды на личность воспитанника: методы общения, взаимодействия, тренировки, диалога и т.д.
При рассмотрении методов социального воспитания с точки зрения профессиональной деятельности социального педагога, выделяют:
- диагностические методы, направленные на выявление социальных ценностей конкретной личности;
- методы профессионального взаимодействия с воспитанниками;
- организация эффективного социально-педагогического процесса;
- формирование сознания и самосознания личности;
- оказание стимулирования на деятельность и поведение воспитанника;
- организация разнообразных видов деятельности;
- социально-экономические методы;
- организационно-управленческие методы.
Эффективность использования каждого из указанных методов зависит от профессионализма и мастерства социального педагога. Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в виде специально разработанной системы.