А.С. Макаренко – это отечественный педагог, выдающийся практик и теоретик, занимающийся разработкой методологических основ педагогики, теории воспитания и развития личности.
Им было проведено множество исследований и даны теоретические обоснования организации воспитания.
Большой вклад Макаренко внес в разработку концептуальных основ социального становления и развития личности и исследование основ гражданского воспитания. Им была разработана специальная система социального становления личности и формирования членов общества.
Трудовое воспитание как основа социального развития
А. С. Макаренко в своих трудах выдвинул идею о значимости трудового воспитания в общем развитии личности и ее социальном становлении. При этом, трудовое воспитание реализуется в коллективе. Роль коллектива на личность огромна. Только в коллективе можно сформировать нравственную личность. Коллективный труд же имеет необъятный воспитательный потенциал. Именно коллективный труд рассматривается Макаренко в качестве основы трудового воспитания и социального развития личности.
В своих исследованиях Макаренко утверждал, что:
- Трудолюбие – это свойство личности, которое формируется в ходе воспитания.
- Ребенка необходимо привлекать к любому труду, независимо от того, испытывает он потребность в нем, интересен ли он ему. Ребенок должен владеть разными навыками и ориентироваться в любой трудовой деятельности.
- Акцентирование внимания на трудовой деятельности ребенка не только в коллективе, но и в семье. Труд должен стать основной стороной быта ребенка. Трудовые поручения должны носить регулярный характер и быть вариативными.
- Трудовая деятельность развивается и совершенствуется, становясь источником творческого развития личности и высшей потребностью.
Макаренко А.С. разрабатывал основы социального воспитания в период развития Советского государства. В нем воспитание подрастающего поколения в коллективе было основой развития личности. Потому, Макаренко уделил большое внимание этому вопросу и поставил коллективное воспитание, коллективный труд на новый уровень, придал им новую роль в педагогическом процессе.
Основные идеи социального воспитания Макаренко опираются на коллективный труд. Коллективное воспитание пронизывает все его труды и исследования.
Макаренко выдвинул ряд значимых аспектов коллективного воспитания личности:
- Воздействие на отдельную личность реально реализовать только через коллектив, к которому она относится.
- Коллективный труд - основа существования коллектива и его развития т.е. он движущая сила коллектива.
- Развитие детского коллектива должно быть непрерывным процессом, а движущей силой этого развития является коллективный труд.
- Педагог должен знать, что детский коллектив имеет определенные права, которые должны быть учтены при организации руководства коллективом.
- В коллективе формируется дисциплина, которая является основой развития активной жизненной позиции, формирования стремлений и вдохновения к новым свершениям, новым победам.
- Коллективный труд строится на основе игры, выступающей основным видом детской деятельности.
- Коллективный труд должен быть реализован в ориентации на формирование навыков организации своего труда, ведения разнородных трудовых операций, коллективного взаимодействия, направленного на достижение общий цели и несение ответственности за ее итоги.
- Поощрения и наказания воспитанников являются действенными методами только тогда, когда коллектив признает их актуальность и справедливость.
Центральным звеном воспитательной системы Макаренко является гражданское воспитание, которое реализуется на основе комплекса психоправных переживаний ребенка, возникающих при его попадании в коллектив и переживании разных аспектов жизнедеятельности в нем.
Педагогическое мастерство – необходимое условие воспитания и социального развития личности
Макаренко считал, что воспитать полноценного гражданина может только педагог мастер своего-дела. Если педагог обладает определенным уровнем мастерства, то он может сформировать детский коллектив, организовать его трудовую деятельность, сделать его работоспособным, дружным, а главное развивающим механизмом, способствующим становлению и развитию личности, ее социализации.
В этой связи, Макаренко уделял особое внимание вопросу педагогического мастерства. Основы его развития внедряются в систему образования по сей день, однако, не в полной мере.
Основные положения Макаренко о педагогическом мастерстве:
- Педагогическое мастерство отражает владение педагогом обширным комплексом знаний и навыков деятельности.
- Составным компонентом педагогического мастерства являются организаторские способности. Они предполагают построение педагогически целесообразной жизнедеятельности воспитанников в детском коллективе.
- Мастерство – это, прежде всего, наставничество, т.е. педагог должен умело передавать свои знания и навыки другим, помогать им развиваться.
- Мастерство проявляется в навыках педагога непосредственного влияния на воспитанников. Это требует от педагога владение навыками мотивации, способностями принятия решений в разных ситуациях, а также методов воспитательного воздействия, в соответствии с конкретной педагогической ситуацией.
- Мастерство педагога – основа его успешной деятельности, а главное, основа развития подрастающего поколения. Оно не является врожденным процессом и не формируется в ходе профессионального обучения. Она развивается и совершенствует в течение всей трудовой деятельности, в ходе получения педагогом практического опыта воспитания, обучения и развития детей.
По мнению А.С. Макаренко мастерству педагога можно научиться. Любой педагог может стать мастером своего дела, а мастер своего дела предпримет все возможное для полноценного развития каждого воспитанника, для его социального становления и сформирует настоящих граждан государства.