Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические взгляды А. С. Макаренко

Основы педагогики Макаренко

Замечание 1

А. С. Макаренко – известный во всем мире писатель, воспитатель и педагог. В соответствии с позицией ЮНЕСКО, А.С. Макаренко – один их четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Суть идей Макаренко отражена в необходимости сформировать единый трудовой коллектив педагогов и учащихся, жизнедеятельность которого будет питательной средой для развития личности и индивидуальности. Творчество Макаренко шло вразрез со сталинской педагогикой, которая насаждала идею о воспитании человека как составной части социальной машины. Макаренко же говорил о воспитании самостоятельного и деятельного члена общества.

Теоретическое наследие Макаренко было признано во всем мире. Он считал, что работа учителя самая сложная, ответственная и требующая от личности не только большого напряжения, но и большого вложения сил и больших способностей.

Коллектив – это контактная совокупность людей, базирующаяся на:

  • общей цели;
  • общей деятельности;
  • дисциплине;
  • органах самоуправления;
  • связи данного коллектива со всем обществом.

Коллектив по своей структуре может быть двух типов: общий и первичный. Воспитание должно начинаться в первичном коллективе.

Определение 1

Первичный коллектив – это коллектив, в котором отдельные его члены пребывают в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.

Макаренко выстраивал свои первичные коллективы на основании возрастного и производственного принципов.

Коллектив в своем развитии проходит несколько стадий, которые связаны с педагогическим требованием:

  • требования предъявляются педагогом;
  • создается актив, и педагог предъявляет требования к активу;
  • создается общественное мнение, то есть сплоченный коллектив предъявляет требования к личности;
  • личность предъявляет ряд требований к самой себе.
«Педагогические взгляды А. С. Макаренко» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 2

Педагогический коллектив – это коллектив воспитанников и взрослых. В нем работают органы детского самоуправления. Законодательным органом является общее собрание всего педагогического коллектива, в котором у каждого есть право голоса.

На общем собрании решают наиболее важные вопросы жизнедеятельности коллектива. Исполнительный орган представлен советом командиров, который состоит из командиров первичных отрядов и председателей комиссий.

Дисциплина не является средством или методом воспитания, она представляет результат всей воспитательной системы. В первую очередь дисциплина должна требоваться от коллектива, интересы коллектива должны стоять выше интересов личности, если личность сознательно идет против коллектива.

Режим является средством воспитания, он обязателен для всех.

Воспитание должно проходить без наказаний, если оно правильно организовано. Наказание не должно причинять ребенку моральные и физические страдания, его суть – дать понять ребенку то, что его осуждает коллектив и сверстники за совершенный поступок.

Макаренко писал лекции для родителей о воспитании, в которых содержались общие принципы воспитания в семье, писал об авторитете родителей, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине и половом воспитании.

Коллективизм в понятии А. С. Макаренко

Понятие коллективизма включает ряд признаков:

  • умение работать сообща;
  • способность к коллективному творчеству;
  • товарищеская солидарность и взаимопомощь;
  • активное участие в коллективной деятельности;
  • забота о своем коллективе и его перспективах.

Антоном Семеновичем был разработан и успешно применялся на практике принцип параллельного воздействия на личность через воздействие на коллектив.

Развитие взаимоотношений в коллективе, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений были ядром новой, разработанной педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию обучения и воспитания, говорил о необходимости создания нормального психологического климата среди детей, который бы гарантировал защищенность каждому ребенку. А также гарантировал свободное и творческое развитие.

Одна из важных черт демократического воспитательного процесса, по мнению Макаренко, - самоуправление, без которого невозможно представить развитие детского коллектива, детского управления. Оно существовало не только на бумаге, но и было реализовано в коммуне. Нельзя было единолично отменить решение, принятое на общем собрании. Именно такими решениями определялась жизнь, труд, быт, досуг, отдых целого коллектива, а в отдельных случаях и судьба одного человека.

Антон Семенович смог организовать педагогическую и трудовую деятельность в коллективе таким образом, что каждый ребенок был включен в систему реальной ответственности. Он мог быть и командиром, и рядовым. Там, где этой системы не было, считал Макаренко, вырастут безвольные и неприспособленные к жизни люди.

Важнейшая грань жизни воспитательного коллектива, в представлении А.С. Макаренко – характер взаимоотношений между педагогом и учениками, он стремился к максимально демократичным, а не авторитарным отношениям, основанным на товарищеском общении, дружбе при осуществлении совместной деятельности – в поле, у станка или в классе.

Замечание 2

Воспитатель, в первую очередь, должен быть членом коллектива, а уже потом – наставником, старшим товарищем.

Основой воспитания личности гражданина, Макаренко называл раннее включение детей в процесс производительного труда, приносящего пользу всему коллективу, обществу и самой личности.

В процессе формирования подрастающего поколения также следует учесть воздействие семьи, поэтому А.С. Макаренко написал художественную публицистическую работу «Книга для родителей».

Секретом успеха семейного воспитания, по его мнению, было честное выполнение родителями своего гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей и их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к вещам и событиям, их отношения между собой – это все оказывает влиянием на детей, формируя их личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot