Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дискуссия как технология обучения учащихся в школе на уроках обществоведческого цикла

Определение 1

Дискуссия – это разновидность спора, направленного на поиск решения конкретной задачи, проблемы, посредством нахождения компромиссного решения.

Дискуссии выступают одном из методов обучения. Они активно применяются в современном образовательном процессе, позволяя педагогу решать различные задачи.

Роль дискуссии в изучении предметов обществоведческого цикла

Дискуссия является методом активного обучения. Она позволяет развить у учащихся интерес к предмету и активизировать работу их креативной мыслительной деятельности.

Дискуссия как метод обучения хороша тем, что в ее основе лежит язык, речевое общение. В ходе дискуссии осуществляется общение учащихся, передача между ними своих мыслей, идей, теорий и взглядов. Она позволяет рассматривать те или иные темы учебного занятия с разных сторон т.е. давать видение данного вопроса не только с позиции автора учебника, но и рассматривать видение вопроса педагогом и самими учащимися. Это очень полезная работа для мыслительных процессов организма и для развития творческой мысли учащихся.

В процессе изучения предметов обществоведческого цикла, использование дискуссий позволяет решить ряд проблемных аспектов образовательной работы. К ним относятся:

  1. Устранение противоречия между мотивацией к познанию и стимулированием активной позиции учащихся в обучении;
  2. Включение в работу каждого учащегося на уроке т.е. устранение противоречия между разными видами деятельности учащихся;
  3. Ликвидация дисбаланса на уроке между психологическим комфортном и дискомфортом учащихся. Общение на уроке приобретает живой характер и реализуется в непринужденной форме;
  4. Устранение противоречий между образовательной и воспитательной работой. Оно ликвидируется за счет воспитания дискуссионными методами. В ходе дискуссии, учащиеся учатся выражать свое мнение, учитывать и принимать чужие мнения и взгляды, находить компромиссы и соотносить действия и поступки людей со своим мировоззрением;
  5. Устранение противоречий между образовательными стандартами и индивидуальным развитием учащихся. Педагог дает учащимся свободу слова, помогает в выражении своего взгляда в процессе дискуссии. Рассуждения учащихся координируются, но в косвенной форме. Подавление точек зрения отсутствует на уроке;
  6. Активизация познавательной заинтересованности учащихся к конкретной дисциплине. Она реализуется за счет того, что в основе дискуссии лежит проблемная ситуация, которая разбирается и анализируется на уроке. Мнения учащихся сталкиваются. Каждое мнение подкрепляется аргументацией, построенной на основе имеющихся знаний и навыков оперирования ими. Все это стимулирует к развитию учащихся и совершенствованию своих знаний и навыков в конкретной научной области.
«Дискуссия как технология обучения учащихся в школе на уроках обществоведческого цикла» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует отметить, что дискуссия относится к методам реализации технологии личностно-ориентированного обучения.

Способы организации дискуссии на уроках обществоведческого цикла

Использование дискуссии на уроках обществознания позволяет проанализировать проблемы социальной жизнедеятельности и сформировать у учащихся полноценное представление о нормах социального поведения, основах функционирования общества.

При организации дискуссий по тому или иному вопросу дисциплины, теме учебного занятия, реализуется первоначальное стимулирование учащихся к исследованию данного вопроса и участию в его обсуждении.

Вовлечение учащихся в дискуссию осуществляется на основании соблюдения ряда условий:

  • Создание комфортного микроклимата на уроке.
  • Опора на соблюдение культуры общения в ходе дискуссии. Должны быть запрещены оскорбительные выражения, переход учащихся на личности, уход от темы и выяснение отношений.
  • Предварительная подготовка к дискуссии. Она требует проведения инструктажа по реализации обсуждения, ознакомления с вопросами, которые будут рассмотрены в его ходе и способами выражения своих идей и точек зрения учащимися.
  • Обеспечение понимания всеми учащимися темы урока и проблемы, обсуждаемой в ходе дискуссии.
  • Предотвращения доминирования в ходе дискуссии. Доминирование одного учащегося в дискуссии не допускается. Каждый должен выразить свою точку зрения и обосновать ее.
  • Оптимальное количество времени, отводимого на обсуждение конкретного вопроса.
  • Обсуждение итогов дискуссии по ее завершению. Это позволяет проанализировать работу учащихся на занятии и их достижения, показать им к чему привело рассмотрение конкретного вопроса и его обсуждение.
  • Достаточность материалов, используемых для обсуждения конкретной проблемы.

Следует отметить, что дискуссии на уроках обществознания могут проводится достаточно часто. Их можно сделать регулярным компонентом уроков. Это возможно в силу необходимости наличия меньшего объема теоретических знаний для обсуждения. Темы уроков обществознания приближены к реальности социальной жизнедеятельности детей.

Технология реализации дискуссии на уроках обществознания

Организация дискуссии на уроках обществоведческого цикла предполагает поэтапное проведение. Технология дискуссии состоит из следующей последовательности действий:

  1. Организационная часть. Она проводится на начальном этапе урока в течении 5-10 минут. Педагог освещает тему урока и проблему, мотивирует учащихся к ее обсуждению, применяя для этого разные методы и средства. Происходит формирование положительного настроя на работу и определяются термины, которые будут использованы в обсуждении.
  2. Выражение и обоснование мнений учащимися. Каждый выражает свою точку зрения, по рассматриваемому вопросу и аргументирует ее. Мнений должно быть выражено максимальное количество и проведена их оценка педагогом т.е. он говорит, что он думает о той или иной точке зрения учащегося.
  3. Консолидация дискуссии. Она связана с нахождением решения, рассматриваемого вопроса и оценкой хода реализации его обсуждения т.е. соблюдение правил дискуссии, получение результатов обсуждения и удовлетворенность ими учащихся.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot