Понятие социального партнерства в образовании
Социальное партнерство – это коллективная совместная деятельность различных социальных групп, приводящая к положительным и разделяемым всеми участниками данной деятельности результатам.
ДОУ и семья – общественные институты, стоящие у истоков социально-личностного развития ребенка. Поиск новых подходов к процессу организации воспитания и развития в ДОУ направлен на взаимодействие педагогов с родителями в процессе становления детской личности.
Сегодня как никогда актуально влияние ДОУ на воспитание детей, его возможности в организации качественного развития, образования детей без ущерба для их здоровья неуклонно расширяются. Однако нет такого звена воспитательной системы, которое бы по эмоционально-нравственному воздействию на ребенка смогло стать эффективнее семейного воспитания.
У семейного воспитания есть ряд преимуществ:
- его основа – авторитет родителей;
- индивидуальность подхода;
- воздействие непосредственно на ребенка;
- в семье воспитательные отношения непрерывны и продолжительны, реализуются между людьми разного возраста, жизненного опыта, личностных качеств, а также социальным статусом;
- семья в качестве малой социальной группы может передать разносторонний социальный опыт молодому поколению, поэтому представляет важнейшую ступень в развитии и социализации личности.
ДОУ в качестве общественного института не способно заменить семью и решить ряд социально-экономических и материальных проблем. При этом в ДОУ должен увеличиваться воспитательный потенциал и авторитет семьи через организацию продуктивных взаимоотношений воспитанников и родителей.
Основой социального партнерства в системе «семья - ДОУ» являются следующие направления:
- повышение педагогического уровня знаний родителей на протяжении всего периода воспитания детей в ДОУ;
- консультирование родителей по вопросам психологии;
- согласование воспитательных педагогических действий педагогов с родителями;
- организация социально-педагогической помощи семьям;
- совместная выработка наиболее адекватного направления совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Полноценное взаимодействие семьи и ДОУ основано на доброжелательности, такте, уважении, вере, оптимизме и откровенности.
Сущность взаимодействия семьи и ДОУ
Сущность взаимодействия семьи с ДОУ предполагает обеспечение для каждого ребенка индивидуальных благоприятных условий для успешного полноценного развития его личности.
Современные детские сады непрерывно ведут поиск новых альтернативных форм партнерства и взаимодействия с семьями воспитанников, ищут новые методы трансформации родителей в союзников, а в отдельных случаях и в генераторов новых идей по вопросам формирования здоровой личности дошкольников, основанных на мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определенных условий и в ДОУ, и в семье. Грамотное решение данной задачи на каждом уровне дает возможность закладывать основы развития личности, здорового образа жизни дошкольников.
Иными словами, социальное партнерство в системе «семья – дошкольное образовательное учреждение» является взаимовыгодным взаимодействием разных общественных секторов, направленным на решение разных социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, которое осуществляется в рамках текущего законодательства. Такого рода социальное партнерство состоит из развития проектной культуры, которые разделяется партнерами, как среда для разделения задач и ответственности. Оно состоит из процесса поиска новых альтернативных решений, которые относятся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит ряд контрактных обязательств и систему улучшения качества услуг, которая должна всеми партнерами изучаться и развиваться.
Развитие детской личности в ситуации эффективно протекающего партнерства семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО осуществляется более эффективно при соблюдении следующих условий:
- использование модели социального партнерства ДОУ и семьи, базирующейся на идее единства воспитательного воздействия;
- реализация системы активного включения во взаимодействии всех субъектов педагогической деятельности;
- применение технологии дифференцированного взаимодействия, с учетом включения родителей в образовательный процесс ДОУ;
- создание определенных педагогических условий: открытость среды ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия участников педагогического процесса, обучение методам педагогической рефлексии.
Создание системы социального партнерства – одна из важнейших педагогических задач, решение которой оказывает воздействие на полноценное личностное развитие. Такого рода партнерство должно быть обеспечено организацией эффективного взаимодействия внутри системы «педагог – ребенок – родитель».
Основными принципами успешного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников являются:
- обеспечение субъектной позиции каждого участника педагогического взаимодействия;
- возможность интегрировать и дифференцировать цели, задачи и действия участников педагогической деятельности, направленных на индивидуализацию развития детской личности;
- гуманистическая ориентация при взаимодействии с семьями;
- принцип научно-практической деятельности;
- индивидуальных подход;
- принцип динамичности.