Социальное партнёрство – это совокупность механизмов и институтов согласования общих интересов между участниками определенного процесса, основанное на равноправном сотрудничестве друг с другом.
Необходимость социального партнерства детского сада и родителей воспитанников
В настоящее время система дошкольного образования проходит период обновления, в связи с чем, большое внимание уделяется проблемам семьи воспитанника, особенностям семейного воспитания и сотрудничества с родителями. Именно поэтому одним из важнейших условий совершенствования системы дошкольного воспитания является осуществление деятельности воспитателей, направленной на освоение разнообразных технологий продуктивного взаимодействия с родителями воспитанников.
Указанная тенденция находит свое отражение в документации разработанной Министерством образования и науки РФ, которая направлена на обновление образовательной стратегии системы дошкольного воспитания и созданию оптимальных условий для успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, осуществления взаимодействия с родителями как с социальными партнерами.
Существующая современная модель социального партнерства детского сада и родителей воспитанников, представляет собой процесс межличностного взаимодействия, в результате которого у родителей формируется осознанное отношение к воспитанию, обучению и развитию своего ребенка, также собственным взглядам и установка на данные процессы.
Особую актуальность приобретает социальное партнерство между родителями и детским садом, которое направлено на объединение совместных усилий в воспитании детей, создании для этого процесса необходимой атмосферы. Такое партнерство будет способствовать росту и актуализации педагогических способностей родителей, обогащению их знаний, умений и навыков в области воспитания своего ребенка.
Таким образом, основными задачами современного детского сада являются задачи создания открытости, взаимодействия и тесного сотрудничества с родителями, направленные на эффективное решение комплекса воспитательных задач на взаимовыгодных условиях.
Современный детский стремится к тому, чтобы созданная им воспитательно-образовательная система была открыта, реализуемый педагогический процесс был более дифференцированным, гибким и гуманным по отношению к детям. Все это достигается посредством сотрудничества между педагогическим коллективом детского сада и родителями воспитанников.
Основные направления социального партнерства детского сада с родителями воспитанников
Для того, чтобы модель социального партнерства детского сада и родителей была максимально эффективной и решала поставленные задачи, педагоги постоянно ищут новые методы, средства и формы взаимодействия. В этой связи используются не только традиционные подходы к взаимодействию, но и разрабатываются и внедряются инновационные.
Основные направления социального партнерства детского сада и родителей:
Систематическое информирование родителей воспитанников о ходе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду.
В рамках данной деятельности используются такие формы взаимодействия с родителями как:
- день открытых дверей;
- родительское собрание;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- выставки детского творчества;
- информационные стенды, папки-передвижки и т.п.
Как показывает практика наибольшая популярность у дней открытых дверей. Кроме того, данная форма является и очень результативной, так как предоставляет родителям возможность принять непосредственное участие в воспитательно-образовательной деятельности совместно с детьми. Организованные открытые просмотры позволяют родителям увидеть своего ребенка в коллективе, в рамках различных ситуаций, отличных от семейных, сравнить его умения, воспитанность и поведение с другими детьми группы и т.д. На основании таких просмотров, родители могут увидеть возможные проблемы в воспитании, обучении и развитии своего ребенка, получить необходимую консультацию педагога или узкого специалиста, обсудить с ними выявленную проблему.
Образование родителей – повышение педагогической образованности родителей, усвоение ими разнообразных педагогических приемов по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, расширение собственного кругозора.
Основные формы взаимодействия с родителями:
- семинар;
- тематический клуб;
- мастер-класс;
- консультация;
- родительское собрание;
- папки-передвижки, буклеты, памятки, листовки и т.п.
Образование родителей имеет большое значение во взаимодействии с детским садом. Это связано с тем, что повышение уровня образованности родителей способствует выстраиванию единой линии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особо продуктивны в данном направлении разнообразные тематические семинары, на которых выступают не только педагоги, но и родители. Таким образом, каждая из сторон не только имеет возможность расширить свои знания, но и поделиться имеющимся педагогическим опытом.
Помимо семинаров, популярностью у родителей пользуются индивидуальные тренинги и консультации, которые организуются воспитателем совместно с психологом (логопедом, дефектологом и т.д.). Такая форма взаимодействия позволяет не только получить новые знания в области педагогики, но и найти подход к самому себе и своему ребенку.
Совместная деятельность – предусматривает организованную совместную деятельность воспитателей, детей и родителей.
Основные формы:
- праздники, досуги, развлечения;
- выставки, конкурсы;
- проектная деятельность;
- детское портфолио;
- походы, экскурсии;
- акции, дни добрых дел и т.д.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Живое общение с мамой в образе Лисы, Зайки, Клоуна или красавицы Осени приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Таким образом, использование данных форм взаимодействия, как по отдельности, так и в совокупности, способствует установлению партнерских взаимоотношений между детским садом (воспитателями) и родителями воспитанников, в результате чего создаётся атмосфера взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности взаимных интересов.