Социально-педагогическая диагностика – это направление исследования личностного развития, предполагающее оценку влияния на личность разнообразных внутренних и внешних факторов.
Семья группы риска
Если семья испытывает финансовые сложности, не способна себя нормально обеспечивать и адекватно воспитывать детей, либо является неполной, имеет отрицательный психологический климат для развития ребенка, нарушены межличностные взаимоотношения между членами семьи или имеются еще какие-то отрицательные моменты, угрожающие нормальному развитию ребенка, то такая семья и ее дети относятся социальной педагогикой к группе риска.
Отнесение семей к группам рискам обусловлено тем, что они не способны самостоятельно справиться с различного рода сложностями, разрешить проблемы и для нормальной жизнедеятельности им требуется помощь специалистов разной направленности.
Исследованием семей занимаются конкретные специалисты: социальные педагоги и социальные работники. Они применяют множество разнообразных методик и приемов исследования семей и их коррекции. Сюда входят и социологические методы, и психологические, а также комплексные методики, позволяющие изучить семьи с разных сторон, оценить их благополучие, степень отрицательных факторов, оказывающих воздействие на развитие ребенка, выявить необходимость защиты прав и свобод ребенка.
Основные направления социальной работы с семьями, входящими в группу риска
Социальная работа с семьями и детьми группы риска происходит посредством применения комплексных методов и приемов. Она реализуется в следующих приоритетных направлениях:
- Исследование семейных проблем, выявление проблем каждого члена семьи и их воздействие на общий климат семьи, ее обстановку, межличностные взаимоотношения. Происходит оценивания степени развитости негативных взаимоотношений внутри семьи, их влияние на ребенка, подверженного риску, выявление кризисного состояния семьи. Для реализации данного направления необходимо тщательно подготовить инструменты для диагностирования, позволяющие исследовать семейные взаимоотношения и микроклимат семьи. При этом обязательным является применение системного метода исследования, выявляющего целевое назначение и содержание исследования, а также проведение педагогической и психологической проверки семьи группы риска.
- Проведение семейных консультаций различной направленности, нацеленных на предотвращение развития детской безнадзорности и асоциального поведения подрастающего поколения. Для профилактики применяются консультации психологов, педагогов, социальных работников, помогающих семьям преодолеть кризис и решить, имеющиеся проблемы.
- Проведение исправительных мероприятий социальными педагогами, психологами с семьями и детьми группы риска. В данном случае предполагается исправление нарушений нормального семейного функционирования, коррекция отрицательных последствий семейного воспитания на развитии детской личности.
Социально-педагогическая диагностика
В отличие от психологического исследования, социально-педагогическая диагностика имеет свою специфику. Социальный педагог работает в сфере детского воспитания, ориентированного на социальную адаптацию личности, подготовку ребенка к социальному взаимодействию. Это обуславливает необходимость исследования социальным педагогом не только индивидуальной специфики развития ребенка, его психологических характеристик, но и социально-психологических признаков.
В данном случае проводится оценка воздействия психологического развития каждого члена семьи на ее микроклимат, семейные взаимоотношения, влияние педагогических параметров т.е. уровня воспитания и образования родителей, их педагогическая компетентность в вопросах воспитания ребенка, социологические факторы влияния.
Социально-педагогическая диагностика нацелена на определение проблем семьи и детей группы риска, причин их развития и профилактику нарушения прохождения процесса социальной адаптация ребенка, его всестороннего развития.
Социально-педагогическая диагностика проводится в следующих направлениях:
- Определение степени социальной адаптации и развития «рискованных» семей и детей;
- Уровень подготовленности личности к участию в социальных взаимоотношениях, построению коммуникативных связей;
- Исследование окружения ребенка, среды его жизнедеятельности, оценка ее отрицательного воздействия и характера взаимоотношений в данной среде;
- Способности к установлению коммуникативных связей исследуемых семей и детей;
- Изучение социометрического статуса исследуемых объектов;
- Выявление условий проживания ребенка и их соответствия его возрастным потребностям развития;
- Выявление наличия деструктивных форм семейного воспитания;
- Поиск путей стабилизации и гармонизации внутрисемейной обстановки;
- Исследование инфраструктуры микрорайона проживания семьи;
- Изучение социальной ситуации развития ребенка и оценка факторов риска его социализации.
Принципы социально-педагогической диагностики семьи и детей группы риска
Диагностика семьи и детей группы риска базируется на общепедагогических принципах. К ним относятся следующие:
- Принцип объективности. Исследование должно быть проведено качественно, адекватно, непредвзято по отношению к его объекту. Недопустимо выставлять оценку исследуемому объекту;
- Принцип целостности. Исследование должно проводится в отношении объекта, представляющего собой систему, состоящую из совокупности компонентов;
- Принцип персонализации. При исследовании семьи и детей группы риска в расчет должна браться специфика социальной обстановки существования диагностируемого. Также, должны быть учтены индивидуальные особенности развития, свойства личности;
- Принцип процессуальности. Все исследуемые характеристики, параметры развития исследуемого объекта должны рассматриваться в динамике и развитии, должны быть отражены их изменения в течение определенного временного периода;
- Принцип компетентности. Исследование должно быть проведено квалифицированными специалистами, знающими, какие методы диагностики будут безопасными для объекта исследования, а какие лучше не применять. Кроме того, все выводы по итогам диагностики должны иметь аргументированное представления, в некоторых ситуациях, даже быть доказанными.