Понятие школьной дезадаптации
Под понятием «школьная дезадаптация» понимают нарушение адаптации у школьника к условиям учебного заведения. При этом нарушении происходит снижение способностей к обучению, осложняются взаимоотношения с педагогом и со сверстниками. Школьная дезадаптация в большей степени характерна для младших школьников, но может так же наблюдаться и у детей старшего возраста.
Под школьной дезадаптацией понимают расстройство способности приспосабливаться к внешней среде, это один из признаков проблем с общей психологической адаптацией. Из этого можно сделать вывод, что школьная дезадаптация представляет собой медико-биологическую проблему. С этой точки зрения школьную дезадаптацию рассматривают как расстройство поведения и развития.
В школах существуют специальные тесты, которые должен пройти первоклассник или ученик, переходящий из одного звена в другое. Цель данного тестирования определить, насколько психологически и интеллектуально, ребенок готов к новой ступени.
Часто детей, которые страдают серьезными проблемами с адаптацией, направляют на консультацию к психологу или психиатру. Но, прежде чем это сделать, учитель и родители должны приложить максимальные усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.
Некоторые признаки дезадаптации могут наблюдаться у многих учеников. Специалисты считают, что примерно 15-20 % учеников страдают разными проявлениями расстройства адаптации. Кроме того, ученые пришли к выводу, что процент учеников с расстройством адаптации зависит от возраста учеников. У младших школьников проблем с адаптацией меньше, чем у подростков.
Причины школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько основных причин школьной дезадаптации, сюда входят:
- неподготовленность ребенка к условиям школы
- недостаток знаний, несформированность психомоторных навыков
- недостаточная усидчивость, проблемы с выдержкой
- неспособность выполнять задания в одинаковом темпе вместе со всеми учениками
- невозможность наладить контакт со сверстниками и одноклассниками
- низкий уровень познавательной деятельности
Иногда семейные отношения могут стать причиной дезадаптации ребёнка к школе. Бывают случаи, когда родители очень остро реагируют на школьные неудачи своего ребенка, ребенок очень близко воспринимает эти проблемы. Ребенок боится ошибиться и разочаровать своих родителей.
Немаловажную роль в проблемах школьной дезадаптации играют и сами педагоги. Бывают ситуации, когда учитель не может найти правильный подход к ученику, найти точки соприкосновения, что ведет к негативной реакции ученика.
Особое внимание заслуживает дезадаптация школьников подросткового возраста. В этом возрасте у них возрастает потребность в самовыражении, часто через поведение.
Немалое влияние оказывают и сверстники на адаптацию школьников. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте.
Когда известно, по каким причинам происходит школьная дезадаптация ученика, появляется возможность вовремя с ней справиться.
Бывают случаи, когда школьная дезадаптация выражается не в проблемах с успеваемостью и дисциплиной, а имеет психогенный характер.
Виды школьной дезадаптации
Ученые выделяют несколько критериев школьной дезадаптации:
- неуспеваемость по школьным предметам, отсутствие знаний и необходимых для возраста навыков
- негативное отношение к процессу обучения и к педагогам
- периодическое неподдающееся корректировке поведенческое нарушение
- дезадаптация связанная с нарушениями работы нервной системы
- психосоциальная дезадаптация, которая выражается в индивидуальных особенностях ребенка
- социальная дезадаптация (асоциальное поведение)
В педагогике выделяют пять основных типов школьной дезадаптации:
- когнитивный тип
- эмоционально-оценочный тип
- поведенческий тип
- соматический тип
- коммуникативный тип
Под когнитивным типом дезадаптации понимают ситуацию, когда ребёнок не усваивает школьную программу.
Эмоционально-оценочный тип дезадаптации проявляется в негативном отношении к обучению в целом или же к отдельным дисциплинам.
При поведенческом типе дезадаптации ребенок часто нарушает дисциплину, отказывается идти на контакт с учителем, не выполняет его требования.
При соматическом типе дезадаптации ребенок начинает часто болеть.
При коммуникативном типе дезадаптации ребёнок не может наладить контакт ни со с взрослыми, ни с детьми.
Понятие социальной дезадаптации
Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:
- нарушении моральных и правовых норм
- асоциальном поведении
- неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
- проблемах с нервно-психическим здоровьем
- подростковом алкоголизме, наркомании
Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.
Стадии социальной дезадаптации
В современной педагогической науке выделяют две стадии социальной дезадаптации. На первой стадии ученик отвергает сам педагогический процесс, агрессивно настроен именно к школе.
На второй стадии ребенок отчуждается и от школы, и от семьи, и от других общественных институтов. Такие дети могут бродяжничать, употреблять наркотики, отрицательно относиться к трудовой деятельности. Часто эти дети попадают под влияние криминальных групп.
Причины социальной дезадаптации
Существует несколько причин, которые приводят к десоциализации детей и подростков:
- наследственный фактор
- проблемы в школьном и семейном воспитании
- социальный фактор
- социальная депривация
- особенности личности