Воспитательный потенциал сказки в педагогическом процессе В.А. Сухомлинского
Сказка – это жанр фольклорного или литературного творчества; как правило, прозаическое произведение с явно вымышленным сюжетом волшебного, героического или бытового характера.
Сказки предназначены для детей. увлекательный сюжет сказки носит поучительный характер, демонстрируя детям положительные и отрицательные поступки героев.
Использование сказки в развитии ребенка носит необходимый характер. Сказки способствуют развитию творческого воображения ребенка, которое помогает в раскрытии творческого потенциала личности и социальном развитии.
Воспитательный потенциал сказки огромен. В настоящее время сказки используются в воспитательном и образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение сказки, как средства обучения и личностного развития младших школьников носит название сказкотерапии. Сказкотерапия оказывает положительное воздействие на развитие личности ребенка и формирование межличностного взаимодействия между ребенком и взрослым.
Элементы сказкотерапии были использованы в педагогической практике задолго до появления данного термина и обособления его в методику. Так, известным педагогом-профессором В.А. Сухомлинским были использованы в своей педагогической практике сказки – в разных вариациях их применения и для решения различных педагогических задач.
Рисунок 1. В. А. Сухомлинский о сказке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В педагогическом процессе Сухомлинского сказка занимала значительное место. Он использовал воспитательный потенциал сказки в следующих направлениях образовательной деятельности:
- Развитие мышления детей.
- Воспитание любви к родному языку и патриотических свойств личности.
- Сказкотворчество – как элемент педагогического процесса. Например, Сухомлинский использовал сказку для усвоения детьми алфавита, когда каждой букве отводилась своя история и сказочная роль или же, для познания этапов исторического развития страны.
- Воспитание нравственных свойств личности. Посредством сказок происходило формирование понятий «добро» и «зло», складывалось понимание о справедливости и несправедливости, хорошем и плохом поведении и т.д.
- Интеллектуальное развитие ребенка.
- Обучение детей с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями.
По мнению В.А. Сухомлинского сказку необходимо использовать не просто для ознакомления детей с ее героями и сюжетом, а в качестве средства нравственного, эстетического, интеллектуального и творческого развития ребенка. Поэтому, сказочные события должны быть пережиты детьми, т.е. проиграны в разных формах, чтобы ребенок лучше понял смысловое значение сказки и вынес из нее определенный урок. Поступки героев сказки, события анализируются педагогом и детьми. Педагог помогает детям в оценке поступков героев и их значимости.
В ходе знакомства ребенка со сказкой осуществляется положительное развитие всех сторон его личности. Так, сказка способствует:
- Развитию навыков эмоционального восприятия окружающего мира;
- Активизации речевой деятельности;
- Улучшению памяти;
- Развитию мыслительной деятельности;
- Формированию познавательной заинтересованности;
- Развитию таких нравственных свойств, как: сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, взаимопомощь;
- Развитию креативного мышления.
Опыт использования сказки В.А. Сухомлинским в целях интеллектуального развития младших школьников
Сказка является источником развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сухомлинский утверждал, что именно использование сказки в образовательном процессе помогает добиться развития разных сторон детского мышления. Это обусловлено тем, что сказка заставляет ребенка испытывать определенные эмоциональные и чувственные переживания, которые активизируют мыслительную деятельность, заставляют мозг активно работать, воспринимать и перерабатывать различную информацию. Все мыслительные процессы активно развиваются и совершенствуются через познание сказки.
Опыт использования сказки Сухомлинским продемонстрировал ее положительное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка младшего школьного возраста. Оно проявляется в следующем:
- Сказочные герои возбуждают у ребенка определенные чувства, которые активизируют его мышление и его представление в словесной форме.
- Мысли ребенка проживают свою жизнь в сказочном мире, что приносит ребенку удовлетворение, делая процесс обучения интересным и увлекательным.
- Многократное знакомство с одной и той же сказкой, ее событиями и героями способствует открытию в ней чего-то нового, активизируя тем самым активизируя развитие абстрактного мышления.
- Обеспечение не только интеллектуального, но и чувственного познания устройства окружающего мира и законов его функционирования через знакомство со сказками и ее героями.
- Усвоение опыта жизнедеятельности предшествующих поколений, расширение объема знаний по истории своего народа.
Методы работы со сказкой на уроках в начальной школе
Как средство интеллектуального и нравственного развития сказка применяется на этапе начального школьного обучения в следующих вариантах:
- Метод чтения сказок. Он ориентирован на развитие навыков чтения, знакомство детей с поэтическим словом, выработкой навыков выразительной речи, формировании мотивации к чтению. На уроках чтение может быть организовано чтение в слух, чтение про себя, парное чтение, чтение по ролям. Разные виды чтения способствуют решению различных образовательных задач.
- Метод пересказа сказок. Данный метод позволяет дать ребенку выразить свое понимание смысла сказки, дать оценку поступкам героев. Обучение пересказ требует развитие навыков использования определенных речевых оборотов, которые присуще данному жанру и средств выразительной речи.
- Метод рисования по мотивам сказки. Данный метод основан на выполнении на уроках изобразительного искусства зарисовок героев и сцен из сказок. Это способствует развитию креативного мышления, активизирует творческий потенциал младшего школьника, ведь он может воплотить на бумаге свое виденье героев, придать им особенные черты, которые их характеризуют.
- Метод инсценировки сказок. Он основан на театральной постановке сказочных сцен. Дети получают роли, учат монологи и проигрывают сцены из сказок и поведение героев. Это способствует лучшему усвоению смысла сказки, активизирует работу памяти и воображения, развивает речь.