Педагогические взгляды С. Френе
Школа С. Френе – это школа «завтрашнего дня», ориентированная на ребенка, как будущего члена общества.
Селестен Френе – это французский педагог, организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в разных городах Франции, а также главный редактор и издатель ряда педагогических журналов.
В основе педагогических взглядов С. Френе заложены идеи «нового воспитания», которые он стремился применять в собственной педагогической работе, полностью отвергая «традиционные» методы и формы образования.
Большое значение в воспитательно-образовательном процессе С. Френе придавал формированию у учащихся самостоятельности. С этой целью дети ежедневно составляли так называемые свободные рассказы, в которых самостоятельно описывали свои семьи, друзей, планы на будущее и т.д. Данные тексты печатала школьная типография, так как, по мнению С. Френе, это являлось эффективным средством, позволяющим раскрыть психологические особенности ребенка, его стремления и интересы.
Еще одной из основ обучения являлось полное исключение использование учебников в образовательном процессе. Это было связано с тем, что все учебники типизированы и полностью исключают индивидуальность обучения. Вместо учебников в школе С. Френе использовались карточки, которые содержали всю необходимую учебную информацию. Карточки представляли собой систематизированный учебный материал. Изучение карточке осуществлялось в индивидуальном темпе и объеме.
Много времени С. Френе уделял экспериментированию в области программированного обучения, им была предложена оригинальная конструкция простейшей обучающей машины. Программирование обосновывалось тем, что С. Френе был противником «словесного» метода обучения и в основном старался опираться на личный опыт ребенка, который был получен им не только в повседневной, но и школьной жизни.
В настоящее время деятельность, начатая С. Френе, продолжается в трудах его приемников. Ежегодно собираются педагогические конгрессы и издается специальная педагогическая литература. В начале 80-х годов более 10 тыс. педагогов начальных школ Франции, применяли в собственной педагогической деятельности методы С. Френе. Кроме того, его методы распространены и пользуются большой популярностью и в школах некоторых других стран мира.
Таким образом, система обучения и воспитания в школе С. Френе была ориентирована на преодоление книжно-вербального характера обучения и установление между учителем и детьми доброжелательных взаимоотношений, мотивирующих детей на получение новых знаний, посредством широкого использования собственных способностей.
Концепция воспитания в школе С. Френе
Концепция воспитания в школе С. Френе, определяла следующие его цели:
- Полный пересмотр традиционных целей воспитания детей.
- Определение точной картины того, какими взрослые (родители и воспитатели) видят ребенка в итоге целенаправленного воспитания.
- Организация разумной дисциплины воспитания, выступающей как результат организованного труда.
Именно в определении того, каким родители и воспитатели желают видеть ребенка, видится основа всего последующего воспитательного процесса. Так, некоторые родители считают, что всестороннее воспитание личности, формирование полноценного мировоззрения и собственной целостной картины миры, является важнейшими направлениями в воспитании ребенка. В то время, как другие же считают, что получить необходимый запас знаний и поступить в престижный институт важнее, чем личностное развитие и совершенствование. По мнению С. Френе, вне зависимости от стремлений родителей, в первую очередь необходимо учитывать интересы и потребности ребенка, его индивидуальные способности. Только в этом случае процесс воспитания будет полноценным и эффективным, а кроме того интересным для самого ребенка.
Разумная дисциплина в рамках воспитательного процесса достигается посредством организации глубокого функционального порядка, основанного на педагогическом и социальном обновлении, несущих в себе гуманную рационализацию. Все это будет способствовать гармоничному развитию личности в современном обществе.
Несмотря на результативность, школа С. Френе представляла собой новое направление в обучении и воспитании детей. Это не могло не вызвать критики со стороны некоторых деятелей, которые считали ее основой анархии, в которой педагог лишался необходимого авторитета. Однако С. Френе доказывал на практике, что созданная им новая школа, предполагает разумную дисциплину, которая в последующем будет естественным выражением, а формальная и показная дисциплины исчезнут.
Таким образом, по мнению С. Френе, вопросы дисциплины постепенно будут отходить на второй план, а в центре внимания педагогического коллектива останется только лишь организация продуктивного воспитательно-образовательного процесса.
Школа, ориентированная на ребенка
В основе воспитательно-образовательного процесса школы завтрашнего дня заложена ориентация на формирование и развитие у ребенка тех способностей, которые от него требует современное общество. Только такое воспитание будет разумным, эффективным и гуманным, поможет ребенку реализовать себя в обществе и осуществить собственно человеческое предназначение. Школа, ориентированная на ребенка предполагает, что ребенок сам строит собственную личность, задача педагогов заключается в том, чтобы оказать ему в этом необходимую и всестороннюю помощь.
Именно поэтому в основу системы воспитания школы С. Френе заложено не заучивание учебного материала, стремление приобщить его к азам всем важных наук. Главным же в воспитании является следующее:
- Сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
- Удовлетворение потребностей ребенка к получению знаний, развитию собственных творческих возможностей, данных ему от природы.
- Формирование мотивации на постоянную самореализацию, саморазвитие и движение вперед.
- Создание благоприятной психологической атмосферы, в которой воспитание будет осуществляться максимально эффективно.
- Обогащение пространства школы необходимым оборудованием и техническими средствами, способными обеспечить естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс.