Воспитание в гимназии К. Мая
Карл Иванович Май – поклонник работ Я.А. Коменского, открывший в 1856 году частное учебное заведение для мальчиков. Он пошел на этот решительный шаг в связи с неудовлетворенностью системой образования и методами воспитания в существующих гимназиях и училищах. Кроме этого, К. Май, стремился применить собственные теоретические знания в практической деятельности.
Открытое им учебное заведение быстро набрало популярность и стало называться «Реальное училище на правах гимназии». Такой термин идеально подходил заведению, так как в первые годы работы обучение предметам велось в основном на немецком языке, только грамматику и словесность преподавали на русском.
Большую часть времени в гимназии преподавали естественные науки, что существенно отличалось от методов обучения в существующих ранее учебных заведениях. Это было вызвано убеждениями основателя в необходимости расширять кругозор учащихся, чтобы подготовить их к реальной практике.
В 1868 году выпускникам частных гимназий дали возможность поступать в высшие учебные заведения, а право частных гимназий самостоятельно формировать учебный план и распределять учебный материал между классами было сохранено.
В гимназии К. Мая работало два отделения. Ученики начальной степени образования занимались изучением единой программы, а после пятого класса, по желанию опекунов или самих воспитанников, они выбирали направление, по которому продолжали обучение. На выбор им предоставляли 22 программы обучения.
Идеологическая концепция
К. Май был душой гимназии с самого начала ее основания. Им были заложены основы воспитания в школе, создана и развивалась педагогическая концепция.
Основная задача, которая преследовалась сформированной системой воспитания, по мнению Мая заключалась в гармоничном развитии всех человеческих возможностей. Слова «Сначала любить – потом учить» чешского просветителя и отца прогрессивной педагогики Я.А. Коменского, он брал за основу работы педагогического коллектива своей гимназии и всю жизнь соблюдал данный принцип.
Основная задача каждого педагога – подготовить учащихся к общественно полезному труду. Май часто говорил о ценности индивидуального подхода к обучению и воспитанию. При этом необходимо учитывать специфику преподаваемого предмета и важность доверительных взаимоотношений учителя и учеников. Май внушал своим воспитанникам любовь к истине, уважение к собственной личности и педагогам.
Позже, В.А. Латышев выделил педагогические основы, которые стали базисом концепции развития гимназии:
- образование и воспитание учащихся – основная цель преподавания, не смотря на разнообразные методики и средства;
- отношения педагога и воспитанников носят только субъект-субъектный характер;
- наиболее эффективным воспитательным средством выступает личный пример педагога.
Эти основы, названные Латышевым, и сегодня не потеряли своей актуальности.
Организационные принципы деятельности
Учебный день в гимназии начинало личное приветствие директора лично каждого ученика. Только ученик, который был за что-либо наказан не допускался до рукопожатия директора.
Во внеклассной работе много времени отводилось пешим прогулкам по окрестностям и разнообразным экскурсиям. Цель такого времяпрепровождения – научить систематизировать полученную информацию, расширить кругозор учеников. На открытом воздухе при свете костра проводились обсуждения всего, что было услышано и увидено за день, ученики тренировали навык общения, планировали дальнейшую деятельность. Такая неформальная обстановка помогала создать и поддержать в коллективе благоприятный климат.
Праздничные дни были особым местом в жизни учащихся. Особенно 29 октября – день рождения К. Мая. Данное событие отмечали новой театральной постановкой, специально готовили торжественную программу. Все это помогало сблизить учащихся с педагогами, все это приобщало учащихся к искусству, развивало творческий потенциал, давало возможность реализовывать собственные интересы и формировать «дух» школы.
Выходцами гимназии К. Мая были:
- Академик Н.А. Бруни;
- писатель Л.К. Успенский;
- академик Л.С. Лихачев;
- художник В.А. Серов.
Все эти люди объединены не только учебой в гимназии и ее традициями, но и тем, что только благодаря обучению в ней у них были сформированы духовные убеждения, пристрастие к науке и творчеству, преданность выбранному пути и привитым делам.
В 1890 году К. Май был вынужден уйти в отставку в связи с состоянием здоровья. На его место пришел В.А. Кракау, который поддерживал принятые традиции и придерживался сформированных учебных программ. В образовательную систему он ввел уроки музыки, танцы, искусство, фехтование, оборудована столярная мастерская. Новый директор стремился выделить время на развитие методов преподавания, чтобы внести креативность, самодеятельность и прикладной характер.
Через год Кракау выступил с докладом касательно нововведений. В нем были обозначены новые положения учебного заведения, на основании которых каждый воспитанник за время обучения должен освоить полный курс каждого предмета, развить личные мыслительные способности и получить интерес к жизни, искусству, науке, выработать способность добросовестно трудиться. Чтобы обеспечить условия выполнения положений Каркау были исключены домашние задания в начальной школе.
В последние годы существования школы на должности директора находился выпускник учебного заведения Александр Лаврентьевич Липовский. Под его управлением в гимназии были создан предметные комиссии, чьи обязанности включали исследование и корректировку учебных программ. В стенах школы главенствующим был принцип самоуправления, была разработана и утверждена школьная конституция. Основное внимание учителя обращали на индивидуализацию воспитания, развитие у учеников самостоятельности, формирование наглядности в обучении, организация досуга.