Формирование словесно-логического мышления
Словесно-логическое мышление – это разновидность логического мышления, которая характеризуется использованием языковых средств и речевых конструкций.
Начало формирования словесно-логического мышления можно отнести к старшему дошкольному возрасту, а наиболее активное его развитие идет в начальных классах школы и совершенствуется на протяжении всей человеческой жизни.
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и словесно-логическому зависит от того, насколько сформированы более высокие типы ориентировочно-исследовательской деятельности. Такой переход осуществляется, если изменяется характер этой деятельности, на основании более высокого типа ориентировки в условиях задачи и активизации речевой задачи в словесном плане.
Стребелева Е.А. выделила следующие задания, способствующие формированию словесно-логического мышления:
- сравнение;
- обобщение;
- установление аналогий и связей между явлениями и объектами природы;
- классификация и систематизация известных фактов;
- формулировка выводов в формате суждений и умозаключений.
Характеристика методов формирования словесно-логического мышления
Сравнение – это процесс количественного или качественного сопоставления различных свойств двух и более объектов и выяснение, какой из сравниваемых объектов в целом лучше.
Успешное сравнение предметов и явлений возможно только в случае его целенаправленности, но есть при проведении, чтобы дать ответ на какой-либо вопрос. Главным в операции сравнения является выявление объективно существенных и важных сторон изучаемых предметов. Поэтому важно учить детей целенаправленно сравнивать и выявлять наиболее характерные и важные признаки сравнения.
Обобщение – это объединение в одну категорию предметов и явлений в соответствии с основным свойством или признаком.
Обобщая предметы и явления, дети соединяют их вместе на основании их общих и существенных признаков. Это обобщение происходит через усвоение понятий. Любое понятие относится не к единичному предмету или явлению, а к множеству похожих единичных объектов.
Обобщение тесно взаимосвязано с абстракцией. Искажение обобщения отражает случайную сторону явлений, предметное содержание которых в учет не берется. Для выявления скрытых свойств и связей объекта, детьми используется метод проб и ошибок, основанный на том, что дети отбрасывают неправильные варианты действия и фиксируют правильные, результативные.
Аналогия – это определение сходств между предметами и явлениями.
Аналогия не предоставляет достоверных знаний, но ей отведена важная роль в процессе выдвижения гипотез в качестве средства уяснения проблем и направлений ее решения. При обучении аналогии используют для того, чтобы нечто менее понятное, превратить в более понятное, представить абстрактное в более доступной форме и конкретизировать отвлеченные идеи.
Чтобы использовать прием аналогии необходимо:
- рассматривать два объекта, один из которых известен, а второй сравнивают с ним по ряду признаков;
- в доступной форме объяснить смысл приема аналогии на конкретном примере;
- сравнить существенные признаки объектов в конкретной ситуации.
Установление связей. Связь – это взаимообусловленность существования тех или иных объектов, явлений, действий, которые разделены в пространстве или времени.
Выявление устойчивых и необходимых связей – начальный этап познания в разных областях научной и практической деятельности.
Определение связи осуществляют в процессе мышления, и она выступает как основание для формирования направленности, предметного содержания и способа выполнения мыслительных действий. Установление связей состоит из причины и следствия.
Причина – это явление, непосредственно обуславливающее или порождающее другое явление – следствие. Истинные причины событий обычно скрыты от непосредственного восприятия, не являясь наглядными и не выступая на первый план.
Классификация – это распределение предметов на несколько групп в соответствии с существенными признаками, то есть основными, и не существенными, то есть вспомогательными. Каждая группа занимает постоянное место.
При использовании метода классификации должны быть учтены:
- умение выделить свойства и признаки объектов;
- умение объединить объекты в группы на основании общих признаков;
- умение определить, к какой группе относится рассматриваемый объект;
- умение выделить объект, который не принадлежит к данной группе в соответствии с каким-либо признаком;
- умение сформулировать основание классификации объектов;
- умение перегруппировать объекты в соответствии с изменением основания.
Систематизация – предполагает необходимость выделить существенные и общие признаки и объединение на их основании групп и классов объектов. Объекты, подлежащие систематизации, постоянно сравнивают между собой.
Суждение – это форма мышления, предполагающая утверждение или отрицание чего-либо.
Суждения связываются друг с другом временной последовательностью и причинно-следственной зависимостью.
Умозаключение – это метод опосредованного познания действительности. В умозаключении всегда содержится причина и следствие.
Все названные выше приемы способствуют успешному развитию словесно-логического мышления детей. Но их использование становится возможным только тогда, когда они оказываются включенными в какую-либо деятельность. Наиболее эффективно словесно-логическое мышление развивается в игровой деятельности. Особенно данной цели соответствуют дидактические игры. Включение в процесс обучения дидактических игр и игровых моментов делает жизнь детей с нарушением интеллекта интереснее, создавая рабочее настроение и помогая преодолевать трудности при усвоении учебного материала. Опора на игровую деятельность, в частности, на дидактические игры – важный и наиболее адекватный путь включить детей в работу. Дидактические игры относят к рубежным играм, которые являются переходной формой к той неигровой деятельности, для которой создают основание.