Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов
Многоуровневое обучение – это совокупность нестандартных способов, методов и технологий обучения, ориентированных на всестороннее личностное развитие учащихся и активизацию их познавательных возможностей.
Современная образовательная система России, как и большинства стран мира, основывается на многоуровневой подготовке кадров.
Многоуровневое обучение профессиональных педагогов – это система непрерывного обучения педагогов на всех уровнях их профессиональной подготовки, с учетом особенностей реализации обучения, применяемых методов и технологий и постоянного обновления инструментария.
Многоуровневое обучение формируется на основе использования вариативных образовательных программ и способов организации учебного процесса, ориентированного на достижение целей и задач обучения. Такое обучение позволяет устранить диспропорции между спросом рынка труда и объемом кадровых ресурсов, выпускаемых образовательной системой в течение определенного временного промежутка. Кроме того, формируются новые виды образовательных заведений, новые варианты получения образования, способы подготовки профессиональных кадров, необходимых современному обществу.
При этом, многоуровневая образовательная система не уходит от сущности профессионального образования т.е. сохраняет систему обучения, ориентированную на социальный заказ, на выпуск специалистов, отвечающих текущим потребностям социально-экономического пространства и тенденциям мирового развития, но имеет несколько вариантов организации обучения, применения личностно-ориентированного подхода, дифференциации учебного процесса и его индивидуальной направленности.
Многоуровневое обучение функционирует таким образом, чтобы уметь своевременно готовить специалистов, исходя из быстро меняющих потребностей социума, его развития и совершенствования.
Многоуровневая подготовка профессиональных педагогов включает в себя следующие направления деятельности:
- Применение инновационных направлений подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, а также иных обучающихся системы профессионального и дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров.
- Создание условий и ориентация будущих педагогов на непрерывное обучение, самообучение, саморазвитие. Предполагается, что каждый профессиональный педагог будет строить свою карьеру, развиваться в своей области деятельности по индивидуально избранному пути.
- Реализация индивидуальной поддержки педагога.
- Применение инновационных методов обучения, информационных ресурсов и современных научно-технических продуктов в образовательном процессе.
Рисунок 1. Структура многоуровневой системы подготовки специалистов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В настоящее время, система профессиональной подготовки педагогов включает в себя четыре уровня обучения:
- Бакалавриат –это четырехлетнее обучение по программам профессиональной подготовки педагогов, включающих общие основы педагогической деятельности, аспекты психологии возрастного развития учащихся.
- Магистратура – это двухлетнее обучение по избранному направлению педагогики, завершающееся написанием магистерской диссертации, включающей проведение собственных исследований и, дающей право на преподавание конкретной дисциплины.
- Аспирантура – это научно-исследовательская деятельность педагога, связанная с разработками в области педагогики и их защитой. Обучение завершается написанием докторской диссертации и ее защитой, дающей научную степень.
- Дополнительное профессиональное образование - это обучение педагогов, ориентированное на повышение их квалификации, расширение объема знаний и навыков, ознакомление с новыми методами и технологиями преподавания, подходами в организации образовательного процесса.
В условиях современной информатизации общества, системообразующим компонентом многоуровневого обучения педагогов выступает цифровое образовательное пространство. Оно позволяет использовать информационные ресурсы таким образом, чтобы своевременного и эффективно решать любые образовательные задачи.
Целевое назначение и задачи многоуровневой профессиональной подготовки педагогов
Целевым назначением функционирования многоуровневой подготовки педагогов выступает создание условий для развития личностного потенциала педагогов, формирования у них прочных знаний и навыков, умений их использовать в профессиональной деятельности, формирование мастерства и раскрытие творческого потенциала будущего педагога.
Профессиональный педагог должен быть подготовлен таким образом, чтобы обеспечивать целенаправленный и личностно-ориентированный процесс обучения, воспитания и развития отдельного учащегося, отвечая его интересам и потребностям современного этапа социального развития.
Многоуровневое образование педагогов ориентировано на создание сети образовательных учреждений, деятельность которых ориентирована на удовлетворение многообразных потребностей культурного развития личности и общества, создание условий для гибкой и вариативной научной подготовки педагогов, способных приспосабливаться к быстрым темпам развития общества и его непрерывно меняющимся потребностям.
Внедрение новой многоуровневой образовательной системы реализуется на основе обновления содержания образования. Оно становится более разнообразным. Каждый студент, может выбрать для себя программу обучения и варианты его осуществления. Программа обучения осваивается поэтапно. Таким образом, каждый студент, может освоить одну из программ и перейти на следующий уровень обучения или же, завершить его. Программы обучения характеризуются преемственностью и гибкостью.
В зависимости от того, какая программа освоена студентом т.е сколько уровней обучения он прошел, он становится специалистом определенного уровня и может претендовать на получение соответствующей профессиональной квалификации и должности в образовательной системе.
К основным задачам многоуровневого профессионального обучения педагогов относятся задачи, ориентированные на удовлетворение потребностей трех групп населения:
- Удовлетворение личностных потребностей т.е. потребностей самого обучающегося. Сюда входит возможность выбора уровня профессиональной подготовки, освоение образовательной программы по данному уровню и выбор ее содержания, исходя из собственных умственных, физических и иных потребностей и возможностей.
- Удовлетворение социальных потребностей т.е. потребностей общества в получение профессионала конкретной области. Общество ориентировано на получение квалифицированного специалиста наиболее быстрыми темпами, но с сохранением должного уровня профессиональной подготовки.
- Удовлетворение преподавательских потребностей т.е. потребностей образовательного учреждения, его факультета. Они связаны с созданием условий для реализации научно-исследовательской деятельности, профессиональных потенций педагогов.