Коммуникативно-деятельностный подход к обучению
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает развитие личности, а также формирование субъектной позиции, которая помогает привести учеников к самоопределению.
Самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и целостной жизни, выбор ценностных ориентиров, определение собственного способа жизни и места в обществе.
Коммуникативно-деятельностный подход – это подход, рассматривающий любую систему в качестве совокупности взаимосвязанных элементов.
Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает выработку умения:
- рассматривать задачу с разных сторон;
- анализировать разнообразные решения;
- выделять из единого целого отдельные составляющие, либо из разрозненных факторов составлять целостную картину.
Категория деятельности внутри коммуникативно-деятельностного подхода занимает первоочередное место и предполагает ориентирование на результат образования в качестве системообразующего компонента стандарта, в котором развитие личности ученика идет с опорой на усвоение УУД, познание и освоение мира, что является целью и основным результатом образования.
Основной идеей такого подхода является получение новых знаний через поиск, а не в готовом виде. Дети должны быть заняты самостоятельной исследовательской деятельностью. Учитель же должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они смогли сами додуматься до решения проблемы урока и самостоятельно объяснить, как нужно действовать в новых условиях.
Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учеников была сформирована потребность и способность осуществить творческое преобразование учебного материала в процессе собственного поиска.
Ключевым технологическим элементом технологии выступает ситуация затруднения. Ее цель – получить личный образовательный результат, как результат специально организованной деятельности, выраженный продуктами деятельности.
Цикл образовательной ситуации:
- мотивация деятельности;
- проблематизация;
- личное решение проблемы участниками ситуации;
- демонстрация образовательного продукта;
- сопоставление образовательных продуктов между собой;
- рефлексия результатов.
Учебный материал выполняет роль образовательной среды, а не результата, который должны получить ученики.
Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Основная форма организации обучения – урок, поэтому педагог должен знать принципы построения урока, типологию уроков и критерии оценивания в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.
Дидактические принципы
Деятельностный метод в практическом преподавании может быть обеспечен только благодаря следующим дидактическим принципам:
- деятельность – предполагает, что ученик получает знания не в готовой форме, а добывает их самостоятельно, осознавая содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвуя в их совершенствовании, что помогает активно и успешно формировать его общекультурные и общедеятельностные способности, а также общеучебные умения;
- непрерывность – предполагает преемственность всех ступеней и этапов обучения на уровне технологии, содержания и методик, учитывающих возрастные психологические особенности развития детей;
- целостность – формирование учениками обобщенного системного представления об окружающем мире, о себе в этом мире, о социокультурном мире и мире деятельности, а также о роли каждой из наук в целостной системе наук;
- минимакс – предполагает, что школа должна предлагать учащимся возможность осваивать содержание образования на максимальном для него уровне, то есть определять зону ближайшего развития возрастной группы рассматриваемого ребенка, а также обеспечивать его усвоение на уровне социально безопасного минимума, представленного государственным стандартом знаний;
- психологическая комфортность – необходимо устранить все стрессогенные факторы учебного процесса, создать в школе и на уроке доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию педагогической идеи сотрудничества и развитие диалоговых форм общения;
- вариативность – формирование у учеников способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в ситуации выбора;
- творчество – предполагает максимальное ориентирование на творческое начало в образовательной деятельности, приобретение учениками собственного опыта творческой деятельности.
Преимущества деятельностного подхода заключаются в следующих аспектах:
- в процессе работы школьники принимают активное участие в анализе фактов и деталей самой ситуации, выбирают стратегию, уточняют ее и защищают, обсуждают ситуацию и аргументируют целесообразность своей позиции;
- в ходе обучения идет развитие умений учеников, связанных с групповой работой, формирование критического мышления, активизация теоретических знаний учеников, их практического опыта;
- учащиеся совершенствуют способность высказывать свои мысли и идеи, умение выслушивать разные точки зрения и аргументировать собственное мнение;
- применение исследовательских и поисковых технологий обучения дает возможность ученикам осмысленно ставить собственные цели, планировать выполнение заданий и выполнять практические задания, оценивая и объясняя полученные результаты.