Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система обучения, созданная на деятельностно-коммуникативной основе

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению

Замечание 1

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает развитие личности, а также формирование субъектной позиции, которая помогает привести учеников к самоопределению.

Определение 1

Самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и целостной жизни, выбор ценностных ориентиров, определение собственного способа жизни и места в обществе.

Коммуникативно-деятельностный подход – это подход, рассматривающий любую систему в качестве совокупности взаимосвязанных элементов.

Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает выработку умения:

  • рассматривать задачу с разных сторон;
  • анализировать разнообразные решения;
  • выделять из единого целого отдельные составляющие, либо из разрозненных факторов составлять целостную картину.

Категория деятельности внутри коммуникативно-деятельностного подхода занимает первоочередное место и предполагает ориентирование на результат образования в качестве системообразующего компонента стандарта, в котором развитие личности ученика идет с опорой на усвоение УУД, познание и освоение мира, что является целью и основным результатом образования.

Основной идеей такого подхода является получение новых знаний через поиск, а не в готовом виде. Дети должны быть заняты самостоятельной исследовательской деятельностью. Учитель же должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они смогли сами додуматься до решения проблемы урока и самостоятельно объяснить, как нужно действовать в новых условиях.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учеников была сформирована потребность и способность осуществить творческое преобразование учебного материала в процессе собственного поиска.

«Система обучения, созданная на деятельностно-коммуникативной основе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ключевым технологическим элементом технологии выступает ситуация затруднения. Ее цель – получить личный образовательный результат, как результат специально организованной деятельности, выраженный продуктами деятельности.

Цикл образовательной ситуации:

  • мотивация деятельности;
  • проблематизация;
  • личное решение проблемы участниками ситуации;
  • демонстрация образовательного продукта;
  • сопоставление образовательных продуктов между собой;
  • рефлексия результатов.

Учебный материал выполняет роль образовательной среды, а не результата, который должны получить ученики.

Цель такой среды – обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Основная форма организации обучения – урок, поэтому педагог должен знать принципы построения урока, типологию уроков и критерии оценивания в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.

Дидактические принципы

Деятельностный метод в практическом преподавании может быть обеспечен только благодаря следующим дидактическим принципам:

  • деятельность – предполагает, что ученик получает знания не в готовой форме, а добывает их самостоятельно, осознавая содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвуя в их совершенствовании, что помогает активно и успешно формировать его общекультурные и общедеятельностные способности, а также общеучебные умения;
  • непрерывность – предполагает преемственность всех ступеней и этапов обучения на уровне технологии, содержания и методик, учитывающих возрастные психологические особенности развития детей;
  • целостность – формирование учениками обобщенного системного представления об окружающем мире, о себе в этом мире, о социокультурном мире и мире деятельности, а также о роли каждой из наук в целостной системе наук;
  • минимакс – предполагает, что школа должна предлагать учащимся возможность осваивать содержание образования на максимальном для него уровне, то есть определять зону ближайшего развития возрастной группы рассматриваемого ребенка, а также обеспечивать его усвоение на уровне социально безопасного минимума, представленного государственным стандартом знаний;
  • психологическая комфортность – необходимо устранить все стрессогенные факторы учебного процесса, создать в школе и на уроке доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию педагогической идеи сотрудничества и развитие диалоговых форм общения;
  • вариативность – формирование у учеников способности систематически перебирать варианты и адекватно принимать решения в ситуации выбора;
  • творчество – предполагает максимальное ориентирование на творческое начало в образовательной деятельности, приобретение учениками собственного опыта творческой деятельности.

Преимущества деятельностного подхода заключаются в следующих аспектах:

  • в процессе работы школьники принимают активное участие в анализе фактов и деталей самой ситуации, выбирают стратегию, уточняют ее и защищают, обсуждают ситуацию и аргументируют целесообразность своей позиции;
  • в ходе обучения идет развитие умений учеников, связанных с групповой работой, формирование критического мышления, активизация теоретических знаний учеников, их практического опыта;
  • учащиеся совершенствуют способность высказывать свои мысли и идеи, умение выслушивать разные точки зрения и аргументировать собственное мнение;
  • применение исследовательских и поисковых технологий обучения дает возможность ученикам осмысленно ставить собственные цели, планировать выполнение заданий и выполнять практические задания, оценивая и объясняя полученные результаты.
Дата последнего обновления статьи: 05.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot