Школа «Экология и диалектика»
Модель школы «Экология и диалектика» была разработана ученым-педагогом Л. В. Тарасовым и успешно апробирована в нескольких школах России, Украины, Казахстана в 1989-1999 годах.
С 2000 года в школах Украины отрабатывается технология «Экология и развитие», которая имеет эколого-естественно-материалистическую направленность. Основа ее – новые подходы к содержанию и методике обучения, которые были апробированы на протяжении нескольких лет в практической реализации технологии «экология и диалектика», с использованием принципиально новых типов учебников. Само название школы «экология и диалектика» определяет ее целевые ориентации и концептуальные основы.
Термином «экология» в названии школы подчеркнута ориентация учебно-воспитательного процесса на проблемы, которые должно решить человечество. Все школьное содержание образования перестраивается на позиции экологического императива: человек – часть природы и он обязан бережно относиться ко всему живому и неживому окружающему миру, то есть к людям и животным, растительному миру и всей планете в целом. Экологическим императивом предполагается наличие и императива нравственного, то есть, на первый план выходят моральные ценности, духовное развитие личности, гуманизация общества и пр. В школе все это реализуется посредством единства естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования.
Термином «диалектика» в названии школы подчеркивается ориентирование школы на развивающее обучение, раскрытие диалектики реальных взаимосвязей в обществе и в природе. При этом, в качестве задач развития выступает необходимость развивать восприятие, воображение, различные формы мышления и памяти. Особое внимание следует уделять развитию диалектического, а в частности, вероятностного мышления, эмоциональной сферы учениках, развивать творческую личность. Учащийся движется по пути овладения формальной логикой к умению оценки и выбора вариантов, а затем и к умению поиска и нахождения самостоятельного решения, просчитывания вероятностей. Это подготавливает ребенка к жизни в реальном мире, который строится на вероятностях. В школе решается задача по формированию разнообразных умений у детей:
- художественных (лепка, рисование, пение, игра на музыкальных инструментах, танец);
- трудовых (работа на садовом участке, в огороде, простой ремонт мебели, одежды, приборов, приготовление пищи);
- работы с компьютером.
Новизна рассматриваемой модели школы предполагает последовательное использование в учебном процессе интегративно-гуманитарного подхода, суть которого – проецировать знания на личность ученика, разрушать барьеры между предметами, обеспечивать экологизацию всех предметов и целостного учебно-воспитательного процесса. Данный подход может быть реализован, если соблюдаются принципы школы «Экология и диалектика».
Основные принципы школы «Экология и диалектика»
Вся рассматриваемая система базируется на нескольких основных принципах:
- Интеграция – содержание и форма учебного материала должны способствовать формированию целостного видения мира, в котором все взаимосвязано. Каждый учебный предмет рассматривается в качестве обладающего своими особенностями окна в реальный мир, включающего и самого ученика. Принципиально важная роль отводится интегративным предметам, или предметам-комплексам, каждым из которых охватывается несколько научных областей. Принципом интеграции предписывается учителю содействовать тому, чтобы ученик осознал мир в качестве совокупности великого множества диалектически взаимосвязанных процессов, которые развиваются и затухают в соответствии с вероятностными законами.
- Гуманитаризация – содержание и форма учебного материала должны способствовать формированию у учеников позиции активной и ответственной личности, которая чувствует себя частью природного и социального мира и с интересом занимается изучением этого мира «изнутри». Важно, чтобы получаемая информация превращалась для учащегося в личностно-значимую и способствовала экологизации и планетаризации его сознания. Принципом гуманитаризации подчеркивается необходимость гуманного воспитания учеников во время изучения школьных предметов, включая естественно-математический цикл, обращается внимание на важность эмоциональной сферы учеников, то есть чувства удивления, любопытства, сопереживания.
- Нелинейность – процесс изучения определенных разделов программы представляет предварительное ознакомление с дальнейшими разделами и процессом более глубокого усвоения предшествующих разделов. Изучая тот или иной круг представлений, или понятий, следующий в порядке далекой пропедевтики, выходит вперед на представления, которые должны быть изучены позже, и вместе с этим нужно вернуться назад к ранее рассматриваемым представлениям, для их усвоения на более глубоком уровне.
- Разведение уровней – в учебном процессе должен быть разведен уровень представления учебного материала учениками. Уровень представления материала должен превосходить уровень его воспроизведения. Уровень представления должен быть одинаковым для всех, а уровень воспроизведения по возможности должен быть дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности личностного и интеллектуального развития учеников. Реализация принципа разведения уровней может быть осуществлена только если используют учебники нового типа и реализован переход у личностному оцениванию, при котором производят сравнение каждого ученика с самим собой в разные моменты времени.
В рассматриваемой модели школы радикально перестроили содержание и методы образования. Так, в учебном плане реализуют новую концепцию естественно-математического образования.