Съезды по дошкольному воспитанию: история их появления и роль в системе дошкольного образования
Проведение педагогических съездов, а также конференций педагогов и иных работников образовательной сферы стало важным условием функционирования системы образования СССР.
Съезды по дошкольному воспитанию начали проводиться во время создания новой образовательной системы при советской власти.
Съезды по дошкольному воспитанию – это форма организации педагогического народного движения, ориентированная на развитие новых направлений в педагогической теории и практике воспитания, обмен опытом между педагогами дошкольного образования, совершенствование профессионального мастерства воспитателей и обсуждение различных проблем педагогической деятельности в области дошкольной образовательной работы.
Первый в СССР съезд специалистов по дошкольному воспитанию произошел в 1919 году. Проведение съездов было ориентировано на построение новой системы воспитания, нацеленной на создание «нового человека», гражданина советского общества, наделенного соответствующей идеологией.
Необходимость организации съездов обусловлена следующими положениями:
- Основу системы дошкольного образования можно заложить только коллективными усилиями педагогов и иных работников системы образования;
- Пути развития дошкольного образования зависят от текущих тенденций его реализации и совместным приложением усилий для решения актуальных проблем, а также от обмена опытом между педагогами ДОУ;
- Организация контроля функционирования дошкольного образования на местах;
- Формирование единой идеологии построения педагогического процесса.
Съезды по дошкольному образованию 1920-х годов
Съезды данного периода проводились для построения системы воспитания, соответствующей новой образовательной политике страны, выявления тенденций развития дошкольного образования в различных регионах государства и определения влияния семьи и коллектива на полноценное развитие детской личности.
Охарактеризуем основные съезды по дошкольному образованию, этого периода:
- 1919 год – первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Он был нацелен на организацию системы дошкольного образования в общегосударственном масштабе. На данном съезде основные тезисы зачитала Д. А. Лазуркина – заведующая дошкольным отделом Наркомпроса. Она говорила о необходимости ориентации дошкольного образования на идеи коллективизма т.е. обучение и воспитание дошкольников в коллективной среде, воздействии коллектива на развитие личности. Лазуркина подчеркивала неактуальность семейного воспитания в новых социальных условиях. таким образом, были заложены общественные основы дошкольного воспитания, которые остались таковыми на протяжении десятилетий. говорилось о том, что идеология, которая будет формироваться у детей в воспитательном процессе ДОУ окажет воздействие на семью и ее развитие: внесение новой идеологии ребенком в семью. Таким образом, дети будут воспитываться в качестве коммунистических граждан и строителей нового будущего своего государства. На съезде были и другие докладчики, которые отстаивали необходимость опоры на естественное развитие ребенка в воспитательном процессе. Однако, им не удалось завоевать признания.
- 1921 год – второй Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Он был ориентирован на решение проблем функционирования дошкольного образования. Обсуждались проблемы сохранения идеологических основ дошкольного воспитания, не отражающих новую политическую ситуацию в стране, новое коммунистическое общество, а также проблемы изменения организационных форм дошкольного образования и классового подхода к его организации. ДОУ строились на основе принципов коллективизма, учета индивидуальных особенностей развития ребенка и влияния на его развитие окружающего социального пространства. Здесь же, обозначилась необходимость организации преемственности между дошкольным образованием и начальным школьным обучением. Воспитатели ДОУ должны были стать общественно-политическими деятелями: вступать в коммунистическую партию, участвовать в социальной деятельности и проблемах.
- 1923 год – съезд губернских отделов социального воспитания. Его реализация была нацелена на пересмотр содержания воспитательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста. Здесь отражалась необходимость искоренения любых проявлений свободного воспитания, начиная с младшего возраста. Коллективное воспитание должно стать основой дошкольного образования.
- 1924 год – третий Всероссийский съезд. Он ориентировался на разрушение традиционных основ крестьянской педагогики, которая тормозит общественный прогресс. В деревнях и селах предлагалось создать дошкольные образовательные учреждения нового типа. Кроме того, здесь рассматривались организационные вопросы дошкольного воспитания. Построение образовательной среды в ДОУ должно было основываться на классовых интересах пролетариата, а дошкольник становился на позицию продукта социальной сферы: его развитие и идеология полностью зависели от условий его жизнедеятельности и социальных факторов. Социальная среда, коллектив должны были стать механизмом построения новой коммунистической личности. Воспитание должно было основываться на изучении реального мира и его особенностей. Предполагалось, что сказки тормозят данное развитие, а потому, они потеряли свою актуальность в качестве средства дошкольного образования.
Рисунок 1. Второй и третий съезды по дошкольному воспитанию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Современная система дошкольного образования
Что касается влияния съездов на современную систему дошкольного образования, то можно отметить, что начиная с принятия «Закона об образовании РФ» в 1992 году преемственность образовательной системы, разработанной в СССР, постепенно стала терять свою силу.
В современных учреждениях дошкольного образования произошли следующие перемены:
- Переход от приоритета воспитательной деятельности в ДОУ к образовательной.
- Внедрение в дошкольную систему образования дополнительных образовательных услуг.
- Вариативность программ дошкольного образования и образовательных учреждений.
- Изменение содержания дошкольного образования, его методов и форм.
Следует отметить, что система дошкольного образования, разработанная в СССР, была ориентирована на развитие духовно богатой личности, эстетически и физически развитой, психически здоровой и морально устойчивой. Реализация дошкольного образования СССР была успешной на протяжении многих десятилетий, демонстрируя формирование воспитанного и образованного человека.
Современная система дошкольного образования не должна полностью отказываться от основ функционирования дошкольного образования СССР. Необходимо грамотно их использовать в рамках сегодняшней социально-экономической ситуации и потребностей общества.