Сенсорное воспитание ребенка – это процесс формирования определенной системы, необходимой для развития сенсорики внешних свойств различных предметов (форма, цвет, размер, запах, вкус, нахождение в пространстве и т.д.).
Значимость сенсорного воспитания детей
Значимость сенсорного воспитания заключается в том, что оно способствует полноценному восприятию окружающей действительности, представляет собой основу познания и мира и первую ступень чувственного опыта ребенка. Успешность физического, эстетического и умственного развития также во многом зависят от уровня сенсорного развития ребенка, от того как хорошо он видит, слышит и осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания, состоим в том, что оно:
- Представляет собой основу для полноценного интеллектуального развития.
- Способствует упорядочиванию разрозненных представлений ребенка об окружающем мире и взаимодействии с ним.
- Оказывает большое влияние на развитие наблюдательности, воображения, внимания.
- Готовит ребенка к успешной адаптации в современном обществе.
- Оказывает положительное влияние на полноценное развитие эстетических чувств.
- Позволяет полноценно овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
- Обеспечивает усвоение необходимых сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, расширение словарного запаса.
- Оказывает значительное влияние на развитие различных видов памяти (слуховой, моторной, образной и т.д.).
Задачи, стоящие перед сенсорным воспитанием, зависят от возраста детей. Это связано с тем, что в разном возрасте у детей разный запас знаний о цвете, величине и форме.
Особенности сенсорного воспитания, в зависимости от возраста ребенка
Особенности сенсорного воспитания в каждом возрасте зависят от того, что дети разных возрастов чувствительны к тем или иным воздействиям. Именно поэтому каждая возрастная ступень является благоприятной для определенной стороны развития.
Для детей младшего возраста чувственный опыт имеет большое значение в развитии и ознакомлении с окружающими предметами и явлениями. Ребенка, в процессе сенсорного воспитания, необходимо знакомить не только с формой, величиной и цветом, но и параллельно осуществлять совершенствование речи, слуха и т.д.
В среднем дошкольном возрасте процесс сенсорного воспитания должен быть направлен на выяснение свойств предметов и явлений, а также на определение их «сигнального значения». Для этого необходимо организовывать занятия, предусматривающие обследование формы, цвета и величины предметов.
В старшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание направлено уже не только на ознакомление со свойствами предметов и явлений, но и на осуществление сравнения свойств предметов между собой. Для этого организуются занятия, на которых дети исследуют, анализируют и сравнивают между собой свойства двух и более предметов или явлений.
Таким образом, сенсорное воспитание имеет большое значение для физического, психического и интеллектуального развития детей на всех возрастных ступенях.
Этапы сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание осуществляется поэтапно:
1 этап предэталонный – протекает на третьем году жизни ребенка. Ребенок начинает различать фигуры, не всегда он их называет по форме (круг, квадрат, треугольник и т.д.), чаще всего дает свои названия, которые образованы исходя из особенностей формы. Например: круглая фигура похожа на мячик, треугольник – на крышу и т.п.
2 этап – дети начинают называть конкретные предметы и фигуры в соответствии с их формой. На данном этапе также осуществляется овладение цветовым спектром. Ребенок использует цвета не только во время занятий или обучающих игр, но и в процессе самостоятельных игр.
Кроме того, большое значение на данном этапе имеет овладение эталонными величинами, которые носят условный характер. Дети учатся сравнивать большое и маленькое, понимать, что один предмет может быть одновременно и большим, и маленьким, в зависимости от того с чем его сравнивают, то есть что является эталоном измерения. Например, если сравнивать яблоко с арбузом, то оно маленькое, а если со сливой или абрикосом, то яблоко – большое.
Кроме того, ребенок должен уяснить, что эталонные величины могут быть зафиксированы только в словесной форме.
3 этап – приходится на 4-ый – 5-ый год жизни ребенка. Дети этого возраста уже в полной мере овладели сенсорными эталонами и учатся их систематизировать. Задача педагога помочь ребенку выстроить правильную последовательность из них, например, цветовой спектр.
На этом этапе также осуществляется знакомство с вариантами различных геометрических фигур, которые различаются не только между собой по форме, но соотношением собственных сторон. Например, детей знакомят с тем, что у треугольника есть длинные и короткие стороны, постепенно переходят к понятиям ширины, длины и высоты.
Реализуется этот этап посредством дидактических игр и упражнений, которые постепенно усложняются. Проведение игр и упражнений может осуществляться индивидуально и в группе.
Дидактические игры и упражнения, направленные на сенсорное воспитание детей, решают ряд важных задач:
Создают необходимый положительный эмоциональный настрой.
Формирование мотивации на совершение действий.
Формирование и развитие представлений о явлениях и предметах:
- умение различать предметы, исходя из их внешних качеств;
- ознакомление с существенными признаками предмета.
Формирование и развития умения осуществлять сравнение предметов и явлений по их признакам и свойствам.
Ознакомление с сенсорными эталонами:
- знакомство с формой и величиной;
- формирования умения различать предметы в зависимости от цвета, размера и формы.
Сенсорное воспитание детей требует соблюдения ряда условий:
- Начинать воспитания с игр легких для восприятия.
- На каждом из этапов воспитания необходимо добавлять только одно новое понятие или признак (форма, цвет и т.д.).
- Не следует показывать детям одновременно несколько игр, лучше предлагать ребенку разные варианты одной игры.
- Подбирать методы, средства и приемы воспитания, в соответствии с возрастными особенностями детей.
- Работа по сенсорному воспитанию детей должна осуществляться систематически.
- Обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, при организации воспитательного процесса.