Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сенсорное развитие детей 3-го года жизни как методическая проблема

Особенности сенсорного развития ребенка третьего года жизни

Определение 1

Сенсорное развитие – это формирование восприятия окружающего мира и пространственных представлений о его устройстве и его объектах.

Сенсорное развитие предполагает становление у ребенка знаний о формах и величинах, цвете, вкусе, запахе, пространственном положении объектов.

Развитие ребенка необходимо проводить в сензитивные периоды. Это означает, что ребенок, а точнее психические процессы его организма способны к развитию тех или иных навыков, формированию новых направлений деятельности в конкретный возрастной период развития.

Так, до двух летнего возраста, ребенок оказывается неспособным к развитию пространственных представлений. Он только наблюдает за устройством мира и акцент делается на развитие у него внимания к отличительным особенностям объектов.

С двух лет, сенсорное восприятие ребенка, начинает постепенное развитие. Однако, к усвоению сенсорных эталонов ребенок еще не готов. Он может только накапливать разнообразные представления о свойствах тех или иных объектов. Ребенка уже знакомят с цветовой гаммой, простыми геометрическими формами.

С трех летнего возраста уже начинается закладка в сознание ребенка основных сенсорных эталонов. Происходит формирование знаний о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величины нескольких объектов.

На третьем году жизни ребенка, требуется развивать его представления об основных свойствах объектов и исследовать их разновидности. К таким свойствам относятся:

  • Цвет. Предполагается развить у ребенка представление об основных цветах палитры: черном, белом, синем, красном, желтом, зеленом, оранжевом;
  • Форма. Детей необходимо познакомить с простейшими геометрическими формами объектов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Дети учатся различать фигуры и выделять объекты окружающего мира по их форме;
  • Вкус. Детей обучают разнообразию вкусовых оттенков, начиная с простейших: сладкое, горькое, кислое, соленое, острое;
  • Звук. Детей знакомят с разнообразными звуками, которые они слышат в природном мире и социуме. Это может быть игра на музыкальных инструментах, звуки электрических и бытовых приборов, разный тон речи, разная интонация и громкость;
  • Запах. Дети учатся воспринимать и определять различные запахи. К примеру, как пахнут растения, характерный запах огня, запахи пищи и т.д.
«Сенсорное развитие детей 3-го года жизни как методическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Сенсорное развитие детей третьего года жизни происходит, как правило, в игровой форме. Этот вид деятельности является самым доступным и самым простым для детского восприятия.

Сенсорное развитие детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сенсорное развитие детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенностью сенсорного развития ребенка этого возраста связано с преобладанием у него визуального восприятия. Ребенок рассматривает объект, его свойства, конкретные детали и взаимосвязи, посредством активной работы органов зрения. Ребенок формирует свои первые сенсорные представления посредством наблюдения за объектами, их тщательного рассматривания. Это позволяет ребенку:

  1. Отыскать объект в пространстве.
  2. Выделить нужный объект в пространстве.
  3. Определить особенности и индивидуальную специфику объекта.
  4. Определить отдельные его детали, параметры, признаки, которые делают его отличным от иных объектов или, напротив, позволяют отнести к конкретной видовой группе.
  5. Создать в сознании образ незнакомого ему объекта.

При этом, рассмотрение объектов, а также знакомство с объектом при помощи иных органов чувств происходит постепенно. ребенок сначала может воспринять объект только целиком, а уже потом выделить в нем отдельные детали и признаки.

Проблема необходимости формирования сенсорных эталонов на третьем году жизни

Для развития сенсорных эталонов сензитивным является возрастной период между тремя и четырьмя годами. Однако, развитие сенсорных эталонов происходит с более раннего возраста.

Определение 2

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, отражающие навыки восприятия объектов окружающего мира по их форме, величине, расположению в пространстве, цвету, запаху, вкусу.

Сенсорные эталоны необходимо знать для того, чтобы развить сенсорные способности. Ребенка необходимо обучить разнообразным действиям с объектами окружающего мира, начиная с их восприятия по конкретным признакам, до проведения измерений, ощупывания, нюхания, детального наблюдения.

Вопрос о необходимости развития сенсорных эталонов до трех летнего возраста поднимался многими учеными. Эта проблема затрагивает и методистов при формировании программ дошкольного образования.

Сенсорные эталоны целесообразно начинать формировать на третьем году жизни ребенка. Это обусловлено тем, что в этом период происходит закладка фундамента для развития у ребенка сенсорных представлений. Происходит формирование, так называемых, предэталонов.

Ребенок воспринимает и практически воспроизводит отдельные свойства объектов, являющиеся наиболее существенными и выделяемыми в конструктивной деятельности. Именно эта деятельность помогает в развитии обобщенных представлений, которые формируются при построении каких-либо объектов по значимым признакам.

Именно на третьем году жизни, ребенок начинает соотносить образы признаков объектов, имеющиеся в его сознании с реальными объектами окружающего пространства. К примеру, ребенок отождествляет солнце с кругом, а морковку с оранжевым цветом, знает, что трава зеленая, может отличить большой объект от маленького. Это дает задатки дальнейшему сенсорному развитию ребенка и активизирует его мыслительную деятельность. Сенсорное восприятие положительно сказывается на работе мозга, памяти, восприятия, развитие пространственных представлений.

Замечание 2

Ранний возраст является наиболее оптимальным периодом для проведения подготовительной работы по формированию сенсорных эталонов дошкольника.

Проблема сенсорного развития детей является актуальной в современном обществе. Она затрагивает вопросы развития ребенка и организации эффективного образовательного пространства в дошкольных образовательных учреждениях.

Дата последнего обновления статьи: 14.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot