Особенности сенсорного развития ребенка третьего года жизни
Сенсорное развитие – это формирование восприятия окружающего мира и пространственных представлений о его устройстве и его объектах.
Сенсорное развитие предполагает становление у ребенка знаний о формах и величинах, цвете, вкусе, запахе, пространственном положении объектов.
Развитие ребенка необходимо проводить в сензитивные периоды. Это означает, что ребенок, а точнее психические процессы его организма способны к развитию тех или иных навыков, формированию новых направлений деятельности в конкретный возрастной период развития.
Так, до двух летнего возраста, ребенок оказывается неспособным к развитию пространственных представлений. Он только наблюдает за устройством мира и акцент делается на развитие у него внимания к отличительным особенностям объектов.
С двух лет, сенсорное восприятие ребенка, начинает постепенное развитие. Однако, к усвоению сенсорных эталонов ребенок еще не готов. Он может только накапливать разнообразные представления о свойствах тех или иных объектов. Ребенка уже знакомят с цветовой гаммой, простыми геометрическими формами.
С трех летнего возраста уже начинается закладка в сознание ребенка основных сенсорных эталонов. Происходит формирование знаний о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величины нескольких объектов.
На третьем году жизни ребенка, требуется развивать его представления об основных свойствах объектов и исследовать их разновидности. К таким свойствам относятся:
- Цвет. Предполагается развить у ребенка представление об основных цветах палитры: черном, белом, синем, красном, желтом, зеленом, оранжевом;
- Форма. Детей необходимо познакомить с простейшими геометрическими формами объектов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал. Дети учатся различать фигуры и выделять объекты окружающего мира по их форме;
- Вкус. Детей обучают разнообразию вкусовых оттенков, начиная с простейших: сладкое, горькое, кислое, соленое, острое;
- Звук. Детей знакомят с разнообразными звуками, которые они слышат в природном мире и социуме. Это может быть игра на музыкальных инструментах, звуки электрических и бытовых приборов, разный тон речи, разная интонация и громкость;
- Запах. Дети учатся воспринимать и определять различные запахи. К примеру, как пахнут растения, характерный запах огня, запахи пищи и т.д.
Сенсорное развитие детей третьего года жизни происходит, как правило, в игровой форме. Этот вид деятельности является самым доступным и самым простым для детского восприятия.
Рисунок 1. Сенсорное развитие детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенностью сенсорного развития ребенка этого возраста связано с преобладанием у него визуального восприятия. Ребенок рассматривает объект, его свойства, конкретные детали и взаимосвязи, посредством активной работы органов зрения. Ребенок формирует свои первые сенсорные представления посредством наблюдения за объектами, их тщательного рассматривания. Это позволяет ребенку:
- Отыскать объект в пространстве.
- Выделить нужный объект в пространстве.
- Определить особенности и индивидуальную специфику объекта.
- Определить отдельные его детали, параметры, признаки, которые делают его отличным от иных объектов или, напротив, позволяют отнести к конкретной видовой группе.
- Создать в сознании образ незнакомого ему объекта.
При этом, рассмотрение объектов, а также знакомство с объектом при помощи иных органов чувств происходит постепенно. ребенок сначала может воспринять объект только целиком, а уже потом выделить в нем отдельные детали и признаки.
Проблема необходимости формирования сенсорных эталонов на третьем году жизни
Для развития сенсорных эталонов сензитивным является возрастной период между тремя и четырьмя годами. Однако, развитие сенсорных эталонов происходит с более раннего возраста.
Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, отражающие навыки восприятия объектов окружающего мира по их форме, величине, расположению в пространстве, цвету, запаху, вкусу.
Сенсорные эталоны необходимо знать для того, чтобы развить сенсорные способности. Ребенка необходимо обучить разнообразным действиям с объектами окружающего мира, начиная с их восприятия по конкретным признакам, до проведения измерений, ощупывания, нюхания, детального наблюдения.
Вопрос о необходимости развития сенсорных эталонов до трех летнего возраста поднимался многими учеными. Эта проблема затрагивает и методистов при формировании программ дошкольного образования.
Сенсорные эталоны целесообразно начинать формировать на третьем году жизни ребенка. Это обусловлено тем, что в этом период происходит закладка фундамента для развития у ребенка сенсорных представлений. Происходит формирование, так называемых, предэталонов.
Ребенок воспринимает и практически воспроизводит отдельные свойства объектов, являющиеся наиболее существенными и выделяемыми в конструктивной деятельности. Именно эта деятельность помогает в развитии обобщенных представлений, которые формируются при построении каких-либо объектов по значимым признакам.
Именно на третьем году жизни, ребенок начинает соотносить образы признаков объектов, имеющиеся в его сознании с реальными объектами окружающего пространства. К примеру, ребенок отождествляет солнце с кругом, а морковку с оранжевым цветом, знает, что трава зеленая, может отличить большой объект от маленького. Это дает задатки дальнейшему сенсорному развитию ребенка и активизирует его мыслительную деятельность. Сенсорное восприятие положительно сказывается на работе мозга, памяти, восприятия, развитие пространственных представлений.
Ранний возраст является наиболее оптимальным периодом для проведения подготовительной работы по формированию сенсорных эталонов дошкольника.
Проблема сенсорного развития детей является актуальной в современном обществе. Она затрагивает вопросы развития ребенка и организации эффективного образовательного пространства в дошкольных образовательных учреждениях.