«Семьеведение» как школьный предмет
«Семьеведение» – это школьный учебный предмет, цель изучения которого состоит в овладении нравственными основами семейной жизни, основами и навыками ведения домохозяйства, усвоении юридических обязательств супругов, родителей, а также детей друг перед другом, ознакомлении с социально-демографическими тенденциями развития брачно-семейных отношений в современной России.
На сегодняшний день семьеведение включено во ФГОС в качестве составной части курса обществознания.
В СССР в 20-30-х годах ХХ века проблеме полового воспитания уделялось много внимания. Стремительное развитие науки педологии, дало возможность собрать и проанализировать массу информации, касающейся особенностей развития детей, включая сексуальное развитие. Благодаря этому были созданы специальные программы полового воспитания подростков, которые активно воплощались в жизнь. Но в 1936 году ЦК ВКПб выпустил постановление, которое объявило педологию лженаукой, и вопрос полового образования детей на многие годы оказался закрыт.
Только в начале 60-х годов в школьную программу включили курс «Основы советской семьи и семейного воспитания».
В 80-х годах резко возросло количество абортов. В связи с этим к проблеме полового воспитания все же пришлось вернуться. В 1982 году была разработана специализированная учебная программа «Этика и психология семейной жизни». Появились соответствующие учебные пособия. В следующие 10 лет программа успешно изучалась в старших классах, и педагоги высоко ее оценивали. Данный предмет содержал разделы, предполагающие совместное изучение мальчиками и девочками, но были и разделы, для которых мальчиков и девочек необходимо было разделить. Проблемой стало отсутствие подготовленных кадров и закрытые в тот период темы для обсуждения с детьми, чем был вызван отказ от обучения учеников средних общеобразовательных школ основам супружеской жизни.
«Семьеведение» логически продолжает курс «Этика и психология семейной жизни». С начала 2000-х годов актуализирована методическая работа по обучению основам супружеской жизни активизировалась. В отдельных регионах в пилотном режиме «Семьеведение» внедряют в качестве факультативного курса.
В апреле 2017 года Анна Кузнецова – детский омбудсмен, предложила начать подготовку к семейной жизни в средней школе. В дальнейшем она активно участвовала в разработке и внедрении в учебную программу средней школы курса «Семьеведение». Занятия должны пропагандировать традиционные семейные ценности и защищать детство и материнство.
В июле 2020 года Анна Кузнецова сообщила, что разрабатываются и включаются в образование модульные программы по «Семьеведению». В марте 2021 года Министерством просвещения в учебники обществознания включили курс «Семьеведения».
Курс Семьеведения» традиционно читают для студентов курса «социальная работа», а также для будущих социальных работников.
Семьеведение как наука
Семьеведение – это наука, занимающаяся изучением истории формирования семьи, закономерностей изменения ее форм, функций и типов семьи в современном обществе, ее места в системе общественных отношений, а также форм и методов социальной работы с ней.
Семьеведение в качестве междисциплинарной отрасли научного знания интегрирует в собственной объекто-предметной сфере познания весь объем накопленных знаний о семье, имеющихся в других науках, занимающихся изучением семьи: социология, психология, экономика, педагогика, этика, демография, медицина, юриспруденция и пр. Отдельными авторами семьеведение рассматривается в качестве составной части фамилистики.
Объект семьеведения как науки – сама семья в качестве общественной группы, а также процесс ее формирования и развития в качестве устойчивой социальной системы.
Предмет семьеведения – сфера межличностных отношений внутри семьи, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни посредством целостной системы норм, ценностей, традиций и сложившихся поведенческих образцов. В более широком смысле предмет семьеведения может быть определен в качестве исследования причин воздействия семьи в качестве социального института на социализацию членов общества, динамику брачности, рождаемости, статистику разводов, образ жизни каждого человека, мотивацию вступления в брак и содержание детско-родительских отношений.
Семьеведение в качестве науки и образовательной области носит теоретико-практический характер и осуществляется на основании междисциплинарного взаимодействия при условии использования разнообразных отраслей человеческих знаний.
Теоретический и практический интерес к проблеме семьи будет актуальным до того момента, пока человеческое общество развивается и вообще существует. Это объясняется тем, что семья сама по себе является системой социального функционирования людей, одни из основных социальных институтов человеческой цивилизации. Она находится в постоянном движении и изменении, которые происходят не только в связи с социально-политическими условиями и их изменением, но и в связи с внутренними процессами собственного развития.
Таким образом, семьеведение как научная отрасль, направлено на постижение самой сути семьи. А в качестве учебной дисциплины, оно представляет собой одну из базовых специальных дисциплин программы подготовки специалистов по осуществлению взаимодействия образовательного учреждения с семьей.