Самоуправление в школе – это процесс привлечения к управлению учебным заведением учеников с целью реализации их равноправия как субъектов образовательной деятельности.
Данный процесс выступает формой воспитания подрастающего поколения, ориентированный на выработку ответственности, формирование социальной активности в разных сферах и направлениях деятельности.
Уровни школьного самоуправления
Процесс школьного самоуправления является довольно сложным и трудоемким. Он обладает огромным воспитательным потенциалом, а потому, требует тщательной организации.
По своей структуре, самоуправление в школе предполагает уровневую организацию деятельности. Выделяют следующие уровни школьного самоуправления:
Уровень отдельного класса. Он основан на самоуправлении в рамках одного коллектива учащихся – класса. Именно посредством классного самоуправления осуществляется формирование основ социальной деятельности и взаимодействия, расширяются и углубляются социальные знания учащихся. На данном уровне реализуется личностное развитие учащихся и освоение форм общественных отношений. Управление на уровне класса предполагает выбор лидеров и их назначение старостами классов. Они руководят классной работой, выбирая ответственных за различную деятельность: трудовая, организация мероприятий, проведение собраний. Также, осуществляется процесс планирования разнообразных дел класса.
Рисунок 1. Органы классного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работУровень общешкольного коллектива. Он основан на приобретении навыков выполнения самостоятельной общественной деятельности. Управление реализуется на уровне школы и ориентировано на решение различных задач общешкольного значения. Данный уровень управления реализуется посредством создания какого-то органа. Это может быть Совет школы, в который входят представители каждого класса и представляют его интересы. В рамках школьного самоуправления организуются школьные мероприятия разной направленности, оценивается работа классного самоуправления и анализируются итоги деятельности управленческих органов за конкретный временной период. Уровень общешкольного управления ориентирован на создание связи учащихся с родителями и педагогами, отстаивание своих ученических интересов и реализацию образовательных потребностей.
Рисунок 2. Ученический совет школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работУровень самоуправления образовательного заведения. Он связан с решением задач школьного значения, но на более высокой ступени. На этом уровне происходит участие учащихся в проектирование образовательной программы учебного заведения, определении направлений работы школы на перспективу, установлении связи с общественными организациями. Учащиеся принимают участие в составлении разнообразных школьных проектов и несут ответственность за принятые решения.
Школьное самоуправление создает все необходимые условия для личностного роста и развития каждого учащегося. Оно стимулирует к общественно полезной деятельности, формирует ответственность, развивает инициативность учащихся разных возрастных групп.
Содержание деятельности органов школьного самоуправления
Органы школьного самоуправления, осуществляемого на разных уровнях, реализуют свою деятельность по следующим направлениям:
- Познавательная деятельность. Она связана с исследованием окружающего мира и законов его функционирования. Учащиеся устраивают внеурочные занятия на разные темы: «От чего и почему», «устройство мира взрослых», «аспекты социального взаимодействия» и др.
- Экологическая деятельность. Она связана с реализацией экологического воспитания в рамках школы т.е. проводится уход за школьной территорией, растительным миром, созданием ландшафта школьной территории и др.
- Художественно-эстетическая деятельность. Она связана с организацией учащимися различных мероприятий: концертов, праздников, выступлений, выставок, конкурсов художественных работ и др.
- Трудовая деятельность. Она связана с организацией помощи педагогам, волонтерской работы, оказании помощи нуждающимся, обучении младших каким-то аспектам жизнедеятельности и др.
- Спортивная деятельность. Она предполагает проведение учащимися разнообразных спортивных игр, турниров, дней спорта, соревнований, спартакиад и др.
- Патриотическая деятельность. Она ориентирована на подготовку и проведение разных мероприятий патриотического значения: встреча с ветеранами ВОВ, участие в «Бессмертном полку», посещение памятных мест, возложение цветов к вечному огню и т.д.
- Исследовательская деятельность. Ее реализация основана на проведении разнообразных исследований, создании проектов, интерактивных работ.
- Профилактическая деятельность. Она ориентирована на профилактику асоциального поведения учащихся, формирование гражданской ответственности, трудовой активности, профессиональную ориентацию учащихся. Данная деятельность связана с проведением классных часов на темы отклоняющегося поведения и его опасности, нравственности и моральных принципов поведения, организацией дежурств по школе, ориентированных на соблюдение порядка в ней, ознакомлением с основами безопасности жизнедеятельности и др.
Школьное самоуправление и его воздействие на личностное развитие учащегося
Становясь участником школьного самоуправления, учащийся повышает свою самооценку. Он чувствует свою значимость и ответственность за деятельность, за поступки и решения. Кроме того, оно формирует навыки реализации управленческой деятельности, учит взаимодействию с разными людьми.
В ходе школьного самоуправления каждый его участник активно развиваются. У него формируются следующие навыки:
- Прогнозирование принятия того или иного решения, совершенного действия, а также действий других членов коллектива;
- Умение оценивать сложившуюся ситуацию и проектировать перспективу ее развития во времени и пространстве;
- Умение нести ответственность за себя, свою деятельность и деятельность других людей;
- Умение отстаивать свою точку зрения, взгляды и убеждения, аргументировать и обосновывать их;
- Умения строить деловые отношения с разными возрастными категориями граждан;
- Умение действовать сообща;
- Поиска и анализа информационных ресурсов;
- Соблюдать логичность своей деятельности и суждений;
- Требовательность к собственной личности и личностям других учащихся.
Чтобы процесс школьного самоуправления был продуктивным, требуется организация грамотного руководства им. Педагог организует руководство самоуправлением, координирует данную деятельность, выдвигая определенные требования к ее организации.