Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие воспитательной среды школы

Определение 1

Воспитательная среда школы – это организация социального школьного пространства с опорой на применение социальных функций для личностного развития всех ее участников.

Воспитательная среда школы формируется в ходе проектирования всего образовательного пространства и включает в себя компоненты, обладающие определенным воспитательным потенциалом, определенными воспитательными функциями по разным направлениям воспитательной деятельности.

Структурные компоненты воспитательной среды школы

В состав воспитательной среды школы входят следующие компоненты:

  1. Непосредственное образовательное учреждение. Оно имеет свои особенности деятельности, специфические черты функционирования и обеспечения управленческой деятельности.
  2. Управленческий аппарат учебного заведения. Он включает в свой состав директора школы и его замов, организующих работу учебного заведения. В частности, существует зам директора по воспитательной работе, деятельность которого ориентирована на формирование оптимальной воспитательной среды в учебном заведении. Он принимает решения в отношении проектирования воспитательной среды и возлагает функции его реализации на других участников образовательной деятельности: классных руководителей, педагогов-предметников.
  3. Организация системы взаимодействия всех участников учебно-воспитательной деятельности, воспитательной деятельности школы.

Данные компоненты обеспечивают организацию и функционирования воспитательного пространства учебного заведения, а также анализ и контроль реализации воспитательного потенциала учебного заведения.

Помимо этого, в состав воспитательной среды школы должны быть включены:

  1. Педагогические кадры. Они должны отвечать квалификационным требованиям т.е. занимать должности согласно их уровню профессионального развития. Школа должна быть укомплектована квалифицированными специалистами, включающими педагогов по воспитательной работе и педагогов дополнительного образования, а также психолога и логопеда.
  2. Условия безопасности жизнедеятельности всех участников образовательной деятельности. Работа школы опирается на соблюдение норм СанПина, требований пожарной безопасности, использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
  3. Единые нормы и правила воспитывающего взаимодействия. Предполагается соблюдение этики профессионального общения взаимодействия педагогами и иными сотрудниками учебного заведения, защита прав и свобод учащихся, предъявление к ним требований, соответствующих их возможностям.
«Развитие воспитательной среды школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формы реализации воспитательной среды школы

Воспитательная среда школы формируется посредством:

  1. Проведения собраний и заседаний управленческого состава. Они принимают решения по координации воспитательного процесса школы;
  2. Непрерывного профессионального роста и развития педагогического состава. Это предполагает организацию работы по повышению квалификации педагогов, уровня их мастерства и профессионального развития, творческой активности, использования передового педагогического опыта;
  3. Проведения оперативных информационных совещаний. Их содержание, решаемые вопросы зависят от конкретной воспитательной задачи, проблемной воспитательной ситуации. Такие совещание могут быть организованы для педагогов, для учащихся, для родителей, для всех представленных категорий;
  4. Организации ученического самоуправления. Школьное самоуправление – продуктивная форма реализации прав и свобод учащихся, развития их ответственности, выработки активной гражданской позиции;
  5. Организации в учебном заведении дополнительной образовательной деятельности. она может быть реализована в виде кружков, клубов по интересам и предполагает удовлетворение разносторонних потребностей и интересов учащихся, их личностное развитие, раскрытие творческого потенциала, реализацию способностей;
  6. Организации социальной деятельности. Она предполагает участие школьников в волонтерской работе, в экологической деятельности, выполнении трудовых поручений и др.;
  7. Привлечения родителей учащихся к воспитательной работе школы. Это требует повышения их педагогической компетентности, установления продуктивного взаимодействия, организации активных форм детско-родительской деятельности, привлечении родителей к управлению воспитательным процессом учебного заведения через участие в собраниях, совещания, педсоветах по вопросам воспитательной деятельности.

Роль отдельного педагога в организации воспитательной среды школы

При организации воспитательной среды учебного заведения имеет значение деятельность не только управленческого состава школы, но и каждого отдельного ее педагога. При построении воспитательной среды педагоги школы:

  1. Занимаются проведением диагностической работы, связанной с изучением личностей каждого отдельного учащегося, его склонностей, интересов и потребностей для оказания помощи в построении индивидуального образовательного маршрута, самоутверждении, выработке потребности в саморазвитии и самореализации.
  2. Организуют контрольную деятельность. Она связана с мониторингом развития каждого отдельного учащегося и внесением поправок в воспитательную работу с ним.
  3. Создают условия для полноценного раскрытия потенциала каждого отдельного учащегося, давая возможности реализации его интересам и склонностям, полноценному раскрытию способностей.
  4. Занимаются организацией различных видов деятельности учащихся в разных видах и формах. Такая деятельность стимулирует развитие ценностных ориентаций, стимулирует участие в социальной жизнедеятельности.
  5. Обеспечивают безопасность пребывания учащихся в школе. Она обеспечивается через систему здоровьесберегающих технологий обучения, пропаганду здорового образа жизни среди учащихся, охрану их жизни и здоровья.

Следует отметить, что в средней и старшей образовательной школе классный руководитель выступает основным проводником воспитательного процесса для конкретного коллектива. Он оказывает воздействие на духовное развитие каждого отдельного учащегося, формирование его личностных качеств и нравственных ориентиров жизни и деятельности. Для этого классный руководитель формирует в коллективе учащихся оптимальную среду их межличностного общения и взаимодействия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot