Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся исследованием процесса развития человека в детско-юношеском возрасте.
Связь педагогики с общественными науками
Педагогика является самостоятельной и достаточно развитой наукой, имеющей четко определенную область исследования. Однако, несмотря на всю самостоятельность, она не может существовать и развиваться обособленно от других наук.
В первую очередь педагогика тесно связана с общественными науками, такими как философия, этика, эстетика, экономика и т.д. Это взаимосвязь педагогики и общественных наук объясняется тем, что они способствуют определению цели и смысла воспитания, учету общих закономерностей человеческого мышления и бытия.
Связь педагогики с философией является одной из тех связей, которые обусловлены исторически. Именно философское учение является методологической основой педагогики как науки.
Педагогика вышла из философии, которая впервые задалась вопросом осмысления целенаправленности воспитания и обучения.
Несмотря на то, что педагогика и философия являются самостоятельными науками, они имеют ряд общих проблем и вопросов:
- Проблемы целей воспитания и обучения.
- Проблемы правильного формирования общего мировоззрения у подрастающего поколения.
- Вопросы взаимосвязи личности и коллектива.
- Ряд гносеологических проблем, которые тесно связаны с разработкой теории ученического познания, являющейся одной из основных форм познания человеком окружающей действительности.
Связь педагогики с эстетикой и этикой обусловлена тем, что они способствуют решению ряда педагогических задач эстетического и нравственного воспитания, формирования картины научного мировоззрения.
Связь педагогики с социологий определяется исследованием последней основных тенденций развития определенных слоев общества, закономерностей процесса социализации, влияния оказываемого социальной средой на формирование и развитие личности человека, а также влияния на личность человека разнообразных социальных групп и институтов.
Связь педагогики с экономикой обусловлена такой областью как экономика образования. Данные, которые экономика образования представляет, необходимы для решения ряда важнейших педагогических задач, в частности, таких как:
расчет затрат на обучение с учетом экономической ситуации в стране; мониторинг стоимости образования в различных образовательных учреждениях; установление затрат на оборудование, наглядные пособия, учебную и методическую литературу и т.д.
Таким образом, связь педагогики с общественными науками очевидна, так как они напрямую способствуют решению ряда педагогических задач.
Связь педагогики с биологическими науками
Педагогика находится в тесной взаимосвязи с биологическими науками, так как они являются естественно-научной базой педагогики. В настоящее время педагогика связана с такими биологическими науками, как:
- Возрастная физиология – наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования организма человека. Данная наука позволяет педагогике решить ряд конкретных вопросов по обучению и воспитанию, разработке оптимального режима труда и отдыха.
- Школьная гигиена – занимается изучением вопросов гигиенической организации всех видов школьных уроков и занятий в дошкольных учреждениях.
- Медицина – является источником знаний о различных видах психических и физических заболеваний, оказании их влияния на общее развитие ребенка. Медицина является источником знаний такой отрасли педагогики как коррекционная педагогика.
Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся совместно с медициной разработкой индивидуальных программ обучения и воспитания детей, имеющих различные виды отклонений, направленных на их исправление (коррекцию) и компенсацию.
Связь педагогики с психологическими науками
Особое значение для развития и существования педагогики является ее связь с психологическими науками, которые занимаются изучением закономерностей развития психики человека.
Довольно часто педагогика использует в своей деятельности методы психологии с целью определения, выявления, описания, объяснения и систематизации некоторых педагогических фактов.
В наиболее тесной связи педагогика находится со следующими психологическими науками:
- Возрастная и педагогическая психология – направлена на изучение закономерностей развития и прохождения психических процессов в рамках целенаправленного воспитания и обучения в зависимости от возраста учащихся.
- Дифференциальная психология – направлена на изучение индивидуальных различий между людьми, снабжает педагогику данными, которые в последующем могут быть использованы при организации личностно-ориентированного воспитания и обучения.
- Социальная психология – занимается изучением особенностей формирования и развития личности, имеющей различный социальный статус, входящей в разнообразные социальных группы. Данные, полученные социальной педагогикой, представляют для педагогики большую ценность, так как позволяют осуществлять исследования современных проблем воспитания и обучения детей в коллективе и через коллектив, выявлять возможные трудности и своевременно их устранять.
- Инженерная психология – направлена на исследование процесса взаимодействия человека и техники. Данные, получаемые этой наукой, способствуют научным педагогическим разработкам методики включения в процесс обучения современных компьютерных технологий.
- Кибернетика – наука, занимающаяся управлением сложными динамическими системами. Данная наука оказала большое влияние на появление в педагогике программированного обучения. Кибернетика, наряду с информатикой, открывают перед педагогикой новые возможности в разработке инновационных методов обучения и воспитания.
Так же необходимо отметить, что в настоящее время большое особое значение имеет связь педагогики с этнографией и фольклористикой. Данные науки направлены на изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой для формирования особой отрасли педагогики — народной педагогики.
Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.